Рельеф и композиция японского сада

Материалы о культуре » Рельеф и композиция японского сада

Внешний вид, форма и наполнение японского (да и любого другого по сути) сада зависят в первую очередь от рельефа, оказывающего основное влияние. Если местность, в которой предполагается разбить сад, холмистая, то тут даже при сильном желании не получится превратить её в равнину и наоборот – таким естественным образом выделились два основных типа рельефа, принятые в обустройстве садов.

Первоначально кажется, что эти два типа рельефа ничем между собой не связаны, но такое мнение является ошибочным: для обоих типов рельефа характерна одна из моделей сада, которые делились на три формы. Выбор этих форм зависел от окружающей местности и предполагаемой величины сада. На имеющемся в его распоряжении пространстве создатель сада может полностью раскрыть свой талант и сотворить, что угодно его душе. Но тем не менее даже при таком казалось бы свободном полёте фантазии существует несколько правил, одно из которых гласит, что в саду не должно быть симметричных деталей.

Подобные требования не будут являться чем-то чрезмерным, если Вы захотите создать садик на собственном дачном участке – главное, чтобы все элементы гармонировали друг с другом и составляли единое целое. Поэтому к выбору участка под сад нужно отнестись со всей степенью серьёзности, не забывая также и о некоторых декоративных элементах.

Рельеф местности будет влиять на размещение пруда или ручья, дорожек, наличие статуй, выбор кустарников и деревьев и др. Если Вы считаете, что Ваш сад неполон и «чего-то хватает», то не расстраивайтесь – в силу различного климата создать истинно японский сад в России невозможно, но можно ограничиться воссозданием японского духа: расстановкой статуй или разбивкой прудика.

Перед тем, как приступать к разбивке сада, следует продумать план землеустройства, где должны быть учтены особенности Вашего участка, расположение на нём дома, деревьев, кустарников и других значимых объектов. Также весьма немаловажным моментом является учёт микроклимата участка – следует помнить, что расположенный на вершине холма участок будет продуваться всеми ветрами, а в низине температура окружающей среды будет несколько выше.

Чаще всего японский сад по форме напоминает четырёхугольник и в принципе его размер не имеет особого значения – даже на маленьком клочке земли можно создать довольно сложную композицию.

При создании сада различают два вида композиции: «групповая» и «одинокая» - таким образом можно ещё раз утвердить, что в японском саду нет мелочей, а все элементы связаны друг с другом в единое целое.

Для «одинокой» композиции, как следует из названия, характерно выделение одного главного элемента – статуи, водопада, башни и любые другие элементы. Причём главный элемент композиции вовсе не обязательно находится в центре, он выделяется по своей эмоциональной и энергетической нагрузке и этим привлекает внимание посетителя.

«Групповая» композиция состоит из большего количества элементов и не содержит такого явного «лидера». Применяется чаще всего на открытой местности, где талант и фантазия творца могут найти себе наиболее полную форму. На выбор композиции, разумеется, влияет и площадь предполагаемого участка: если место под будущий сад не очень большое, то лучше выбрать форму «ге» (о формах японских садов мы расскажем в следующей статье), которая предполагает ограниченное число элементов и на маленьком пространстве они будут более выразительны.

Если Вы впервые занимаетесь обустройством японского сада, то лучшей формой для новичка будет «со», которая не требует чрезмерной концентрации смысловой направленности при малом количестве предметов. Также новичкам рекомендуется «групповая» композиция вообще, расположение элементов в ней может быть круговым, линейным, смешанным или вообще свободным.

Так, например, при линейном расположении элементы композиции выстраиваются по периметру сада, а центр, как правило, остается свободным и незаполненным. Даже если по саду проходят ручейки и тропинки, то они идут по прямым, слегка искривленным линиям. Непосредственно прямые линии редко находят применение в японском саду, но тем не менее настоящие мастера умудряются использовать их в своих целях.

При круговом (концентрическом) расположении предметы композиции размещаются по кругу в несколько ярусов, где один круг меньше другого. Обычно в такой композиции используются небольшие и невысокие элементы, так как слишком объемные загромождают и сбивают ее. Центр участка так же остается свободным — именно здесь собираются мысли смотрящего. Круговое расположение может быть немного спиралевидным, и тогда оно приобретет несколько иное значение, так как расположение спиралью говорит о взаимосвязи всех компонентов сада.

В смешанном расположении элементов композиции могут наблюдаться как прямые линии, так и закругленные, как правило, целостного и четкого линейного или кругового построения такая композиция не содержит. Она немного напоминает другой вид расположения предметов композиции — свободный, когда предметы находятся в хаотичном состоянии, но и такое расположение не смотрится как разрозненное скопление предметов, поскольку все элементы связаны в единую композицию.

При планировке сада следует заранее указать, в каком месте будет находиться тот или иной элемент, а также чётко продумать композицию сада. В ходе работы многое может измениться и ряд элементов можно поменять местами, убрать или, наоборот, добавить, но при этом композиция сада должна оставаться прежней, дабы избежать всевозможных перестроек.

Итак, подведём итоги: при создании сада перво-наперво нужно изучить рельеф местности, выявить его особенности, выбрать подходящую форму для сада, разработать план создания и следовать ему до победного конца!

Статьи по теме:

Искусство в период монголо-татарского ига и начала объединения русских земель
Трудно до конца представить урон, который нанесло монголо-татарское завоевание русской земле, и без того ослабленной усобицами. В «Повести о приходе Батыя в Рязань» читаем со скорбью: «Погибе град и земля Резанская, изменися доброта ея, и ...

Философия
В XVIIв. господствующим становится новый тип мироощущения, для которого Бытие — динамичное, изменяющееся, сталкивающееся, драматичное. Такой тип мышления, который видит в самом фундаменте вещей противоречие, разорванность, коллизию, а не ...

Карл Иванович Росси
Ведущим петербургским архитектором первой трети XIX в. («русского ампира») был Карл Иванович Росси (1777–1849). Первоначальное архитектурное образование Росси получил в мастерской Бренны, затем совершил поездку в Италию, где изучал памятн ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru