Хасуи Кавасэ (Hasui Kawase) родился в Токио в семье торговца и родители тогда нарекли его Бундзиро (Bunjiro). Его первым учителем был Сабуросукэ Окада (Saburosuke Okada), научивший Хасуи работе с акварелью и масляными красками. Семья будущего художника была абсолютно против его занятий искусством и настаивала, чтобы Хасуи продолжил семейное дело. Решение же конфликта пришло только вместе с банкротством.
26-летний Хасуи пытался устроиться в ученики к Киёката Кабураги (Kiyokata Kaburagi), но тот счёл его слишком старым, чтобы чему-либо учиться, и отправил восвояси. Хасуи же упорствовал и снова повторил попытку – на этот раз удачную – два года спустя. Киёката сразу признал талант нового ученика и тотчас представил его издателю Ватанабэ Сёдзабуро (Watanabe Shozaburo), с которым Хасуи по большей части и сотрудничал в дальнейшем.
Сотрудничество Кавасэ и Ватанабэ было плотным и непрерывным – Ватанабэ был инициатором и основной движущей силой движения shin hanga. Когда традиционные рисунки в жанре укиё-э стали на грань исчезновения, Ватанабэ собрал голодающих художников и выдавал им средства за рисунки – его идея заключалась в том, чтобы из массового продукта превратить укиё-э в нечто более личное, что существовало бы в малом количестве экземпляров, расчёт был именно на любителей живописи.
За пять лет (1918-1923) Хасуи создал свыше ста рисунков, большинство из которых было выполнено в так называемом "новом стиле", и все они были опубликованы Ватанабэ. А затем случилось нечто ужасное – 1-го сентября 1923 года по Японии прокатилось одно из самых сильных землетрясений, в результате которого погибло около 140 тысяч человек. Пожары после землетрясения бушевали ещё в течение суток, а эпицентр пришёлся на Токио и всю область Йокогама. В этих пожарах сгорела типография Ватанабэ, дом самого Хасуи и все его альбомы – друзьям, как и многим другим горожанам, пришлось начинать всё с нуля.
Кавасэ был мастером в изображении пейзажей и ландшафтов и как никто другой умел передавать рисунком настроение. Большую часть своей жизни художник провёл в дороге, он путешествовал с целью "поймать" наиболее живописные виды. Будучи близоруким, Хасуи был вынужден подходить как можно ближе к интересующему его объекту, чтобы изобразить его в деталях.
В 1956 году японское правительство назвало Кавасэ Живым сокровищем нации, что было одной из наивысших почестей для художника в послевоенной Японии. Хасуи скончался всего через год после этой награды, ему было 74 года. В конце своей жизни он создал свыше 600 экземпляров пейзажей и городских видов, а последнее произведение закончил буквально на больничной койке, куда завёл его рак…
Как бы странно это не звучало, но Хасуи Кавасэ популярностью пользуется в основном за пределами родной страны и вместе с Хокусаем (Hokusai) и Хиросигэ (Hiroshige) составляет тройку крупнейших японских живописцев-печатников.
Статьи по теме:
Московская культура в XVII веке
Русская культура в этот период становится более мирской, как бы освобож-дается от влияния церкви. Церковь уже не могла претендовать на исключительноевладение умами людей. Среди торгово-ремесленного люда Москвы существенно возросло число ...
Народное творчество
Русский театр зародился в глубокой древности. Его истоки уходят в народное творчество – обряды, праздники, связанные с трудовой деятельностью. Со временем обряды потеряли свое магическое значение и превратились в игры-представления. В них ...
История матрешки
В девяностых годах XIX века в Московскую игрушечную мастерскую "Детское воспитание" А. Мамонтова привезла из Японии фигурку добродушного лысого старика мудреца Фукурума. Она представляла собой несколько вложенных одна в другую ф ...