Исландские саги

Материалы о культуре » Исландские саги

Страница 2

Узенькие полоски из бисера для украшения шеи и головных уборов называли цепочка. Круглые объемные шнуры — жгут или круглая цепочка. В праздники носили наручные украшения — заручья и браслеты.

В Беларуси женские украшения из бисера в видр узкой узорной ленты, плотно прилегающей к шее, и закругленных воротников были известны в Гродненской и Гомельской губерниях. Их называли пляценка — от способа изготовления и гордячка — от места ношения на шее. В наши дни они популярны в селе Неглюбка Ветковского района Гомельской области.

Еще в XVII в. литовские мастерицы плели из бисера воротники и узкие полоски каролинес, которыми женщины украшали налобники шапочек и платки, а молодые девушки надевали их на голову. Такие украшения были распространены на юго-востоке Литвы.

Украшения в виде нагрудников, шнуров, цепочек различной формы из бус, бисера, монет и раковин каури были распространены у многих народов Поволжья и Приуралья: чувашей, марийцев, удмуртов, татар, башкир. Особенно красочны и разнообразны бисерные украшения мордовских женщин. Они украшали головные уборы вышивкой бусами и бисером, металлическими бляшками, сетками поднизей, налобников и позатыленей. Нагрудные украшения в виде больших круглых воротников из крупного бисера разноцветных орнаментов называли цифкс, тифкс, крганьпирф, комбоне и др. Интересными и красочными были поясные украшения пулай, пулагай, дополненные длинными нитками разноцветного бисера. Из бисера плели накосники, ушные подвески пилекс-оргя, длинные цепочки гайтанов — крьоскольне, круглые шнуры.

Искусство низания украшений из мелких бус и бисера сохранилось у местного населения Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, отдельных районов Средней Азии и Закавказья.

На Украине украшения из бисера герданы (от тюркского гардан, герден — шея) и сылянки (от украинского сылыты, сыляты — низать, нанизывать) наиболее популярны в западных областях республики — Закарпатской, Львовской, Ивано-Франковской, Черновицкой и в отдельных районах Тернопольской и Хмельницкой. В отличие от русских украшений из крупного бисера украинские плели и низали из очень мелкого как непрозрачного, так и прозрачного бисера ярких цветов. Орнаменты бисерных украшений перекликались с узорами вышивок и тканых изделий.

В начале нашего века художественные изделия из бисера, очень разные по своему назначению, форме, размерам, цветовым сочетаниям, пользовались большой популярностью и у городского населения. Наряду с открывшимися в конце XIX в. в селах кустарными мастерскими кадры бисерщиц начали готовить в Петербургской школе народного искусства и школах художественных рукоделий многих губерний России.

После революции, во время гражданской войны 1917—1922 гг. перестали существовать многие рукодельные мастерские и школы бисерщиц, но любовь к бисерным украшениям и умение их создавать сохранились у многих народов и до настоящего времени. В предвоенные и послевоенные годы увлекались вышиванием бисером и стеклярусом платьев, сумочек, кошельков, а в 70-е годы стало возрождаться низание. .

Сегодня полузабытое искусство изготовления бисерных украшений обрело новую жизнь. Следуя народным традициям, многие мастера создают украшения новых форм, узоров, расцветок. Изготовленные ими современные украшения из бисера и стекляруса, как и старинные, прекрасно сочетаются с одеждой, дополняя и украшая ее. Это длинные полосы гайтанов и герданов, похожие на кружева ажурные сетки воротников, узкие полоски шейных украшений, витые объемные шнуры, разнообразные цепочки, пояса, браслеты, сережки, бретели к платьям-сарафанам, налобные повязки и многие другие.

Страницы: 1 2 

Статьи по теме:

Эволюция итальянской архитектуры в 15 в
Эволюция итальянской архитектуры в 15 в. нередко протекала в сложных и противоречивых формах. Часто давала себя знать незрелость и непоследовательность в применении классической ордерной системы, в смешении античных и средневековых форм. ...

Романтическое направление русской пейзажной живописи 19 века
Развитие русской пейзажной живописи 19 века условно делят на два этапа, различимых достаточно отчетливо, хотя и связанных органически друг с другом. Временная граница между ними может быть проложена в середине 1820-х годов. В первой четв ...

Скандинавская архитектура XVI века
Важнейшими датскими усадьбами второй трети XVI века с упомянутым уже национальным характером являются Наккебёлле, Гесселагергор и Рюгор на Фюнене, Эгесков, Борребрю и Гиссельфельд в других местностях. Это суровые, окруженные водой кирпичн ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru