Особенно были распространены заводные поющие птицы в клетках. Мехи, нагнетающие воздух в звуковой прибор, приводились в движение все тем же часовым механизмом со стальной пружиной.
Однако большая наука в XIX столетии заметно охладела к механическим игрушкам-автоматам, а потом и вовсе потеряла к ним интерес. Наступил век пара. Андроиды к этому времени сыграли свою роль в развитии техники. Опыт, накопленный поколениями мастеров-механиков при конструировании и постройке всевозможных заводных игрушек, помог разработать и проверить на практике основные принципы и технические средства машиностроения и автоматики, что позволило перейти к машинному производству. Машины и механизмы - потомки механических людей Дро и Вокансона, оснащенные тепловыми, а позднее и электрическими двигателями, заняли решающие позиции в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте. Теперь взорам восхищенных обывателей все чаще представлялись уже не диковинные машины-игрушки, созданные для забавы и развлечения, но деловые и серьезные машины-труженики. Андроиды и другие механические подобия человека и животных, созданные талантливыми мастерами прошлого, нашли свой последний приют в тихих залах технических музеев. Впрочем, самые прямые потомки этих шедевров — механические заводные игрушки, простые, неприхотливые и общедоступные — не только не утратили своей популярности, но стали сходить с фабричных конвейеров тысячами и десятками тысяч и до наших дней доставляют радость малышам.
Что же касается большой науки и техники, то в этой области на рубеже XIX и XX вв. произошли важные изменения. Новые времена принесли с собой и новые идеи. Электричество, радио, достижения физики неизмеримо расширили возможности моделирования живых существ. На смену "механическим людям"— андроидам пришли "электромеханические люди" — роботы.
Слово "робот" обязано своим появлением чешскому писателю-сатирику и публицисту Карелу Чапеку. Так в одном из его фантастических произведений (К. Чапек, RUR, Сочинения, т. 3. — М.: Гослитиздат, 1958, с. 93—184) назывались человекоподобные автоматы, изобретенные неким талантливым инженером Россумом. В этом произведении роботы идеально приспособлены для работы на станках вместо живых людей — рабочих. Они не обладают человеческими чувствами и лишены человеческих запросов. Но по мере усовершенствования роботы из машин-автоматов превращаются в мыслящие машины, восстают против создавших их людей и уничтожают своих хозяев.
С легкой руки этого писателя название "робот" прочно закрепилось теперь за всевозможными автономно работающими техническими системами. Сегодняшние промышленные роботы не похожи на человекоподобные устройства, описанные К. Чапеком. Это сложные машины и агрегаты, созданные на основе новейших достижений науки и техники, способные без непосредственного участия человека выполнять технологические операции на производстве с быстротой и точностью, недоступными людям. Промышленный робот не только сильнее человека, он может быть более эффективным, экономичным и выгодным в опасных, вредных или недоступных для человека условиях: под водой, в космосе, в условиях очень низких или высоких температур, давлений, повышенной радиоактивности.
Однако понятие "робот" имеет и более узкий смысл — электротехническое устройство, имеющее внешнее сходство с человеком и подражающее некоторым чертам его поведения. Такое понимание этого слова также стало использоваться с момента появления упомянутой книги К. Чапека. Немало изобретателей и инженеров потрудились над изготовлением игрушек в рост человека, нарочито причудливого вида, способных вставать, ходить, садиться, поворачивать голову, произносить фразы и т. п. Художники-карикатуристы изображают таких роботов в виде нелепых человекоподобных фигур, скрепленных огромными шарнирами и опутанных свитыми в спиральки проводами.
Одним из первых таких роботов был "мистер Телевокс", построенный американским инженером Венсли еще в 20-х годах нашего века. Телевокс управлялся на расстоянии с помощью свистков. По сигналам свистка он мог пускать в ход пылесос и вентилятор, зажигал лампы в комнате, открывал окна и двери. Кроме того, он мог произносить несколько фраз с помощью устройства механической звукозаписи. Впоследствии, после переделки, Телевокс был использован в качестве бессменного дежурного при водопроводной системе одного из нью-йорских небоскребов. Он следил за уровнем воды, пускал в ход насосы, отвечал на телефонные запросы о состоянии водопроводной системы.
Статьи по теме:
Академизм второй половины XVII
Академизм второй половины XVII века выражал господство разума над чувствами, ясность мысли и формы, четкость и строгость рисунка. Это направление школы, с одной стороны, вносило дисциплинирующее начало в искусство и творчество, с другой — ...
Альбрехт Альтдорфер
Альбрехт Альтдорфер (ок. 1480—1538) работал в Регенсбурге. От самых ранних лет его художественной жизни произведений не сохранилось. В зрелый период он выступил как мастер, обладающий ярким и оригинальным творческим почерком. Наивная прос ...
Культура повседневности в эпоху "оттепели"
Брусиловская Лилия Борисовна - культуролог, научный сотрудник Института национальных проблем образования Министерства общего и профессионального образования РФ.
Конец любой культурной парадигмы - это всегда конец Большого Стиля. На оттал ...