В каждом факте культуры слиты все три формы культуры: физическая, духовная, материальная. Иное дело человек или группа людей. Им не обязательно присущи все три формы культуры в их соединении, характеризующем данного человека или группу.
Ребенок до того, как он заговорил, обладает только начальной физической культурой: гигиеной, правильным питанием, обучается прямохождению. Группировки людей различаются по тому, какие формы культуры им исключительно присущи.
Культура народа, в нашем примере русская культура, лишена своей специфичной материальной культуры, т.к. материальная культура России принадлежит всем народам России.
Культура края, в нашем примере культура Тверской области, не содержит особых признаков физической культуры именно Тверской области. Нет особой тверской системы физической культуры.
Культура профессии, в нашем примере культура строителей, юристов, военных и т.п. Она не содержит особой духовной культуры: особых форм искусства, морали, общих знаний.
Культура анклава, в нашем примере культура Калининградской области, населенной русскими с их духовной и физической культурой, но материальная культура осталась немецкой, не своей. Особой калининградской духовной и физической культуры – нет.
Культура землячества, в нашем примере еврейская культура в РФ, отличается тем, что не имеет ни своей материальной, ни своей физической культуры, но чтит иудейскую религию и потому располагает своей особой духовной культурой, но не своей материальной и физической культурой.
Культура поколения – дети и молодые люди, которые еще не образовали своей материальной и своей духовной культуры, но с рождения овладевают физической культурой.
«Антикультура» – представлена, например, «ворами в законе», которые противопоставляют себя всему обществу в культурном отношении.
Социальная структура общества, разделенная по формам культуры, может дать представление о социальной динамике общества и его частей. Динамика видна там, где нет полного комплекса всех трех форм культуры. Этим объясняется, что любой факт культуры становится неполным, если в нем не представлены все формы культуры, и потому он недостаточен для культурообладания.
Статьи по теме:
Русская бытовая живопись второй половины XIX века
К.Коровин. Зимой. 1894. Москва, Третьяковская галерея
В 1863 году, когда тринадцать молодых художников покинули стены петербургской Академии художеств, они не только отказались от писаний дипломных работ на темы из скандинавской мифоло ...
Константин Андреевич Сомов
Ведущим художником «Мира искусства» был Константин Андреевич Сомов (1869–1939). Сын главного хранителя Эрмитажа, окончивший Академию художеств и изъездивший Европу, Сомов получил блестящее образование. Творческая зрелость пришла к нему ра ...
Основные типы экспозиций
Тип экспозиции зависит методом ее построения. Метод определяет характер интерпретации экспонатов, соотношение в экспозиции содержания и формы, взаимодействие научной и художественной составляющих проектирования, порядок сотрудничества экс ...