Примеры культурных устремлений

Материалы о культуре » Культура – источник противоречий » Примеры культурных устремлений

Страница 1

Восполнение недостающих форм культуры у той или иной группы населения назовем владельческими культурными устремлениями.

Разделение населения страны по группам владения культурой имеет типологический характер. Этот значит, во-первых, что эти классы условны, т.к. выведены по заранее созданным, хотя и реальным признакам. Во-вторых, они вневременные, т.е. в равной мере относятся к любому историческому времени существования общества.

Так, до создания государственных образований на территории современной России, в условиях фольклорного, допись менного бытования людей, эти классы были уже представлены. Например, на территории современной Московской области постоянно обитали проторусские (славяне) и протомеряне (финно-угры), каждый со своей духовной и физической культурой (культура народа). В целом существовал определенный уровень материально-культурного освоения этой местности, которому отвечали соответствующие обычаи и нравы (культура края), имелось ремесло и сельское хозяйство, а также и сословие жрецов. Каждое из этих делений требовало своего физического воспитания и своей профессиональной подготовки и соответственно оборудованных мест приложения труда: создания пахотных земель среди лесов, разработок месторождений глины, оборудования усадеб, мест поселения, источников энергии, пользования водой и т.п. Так формировалась культура профессий. Если среди этого населения появлялись поселения, принадлежащие балтам, как это показывают археологические памятники Тверской области, то среди славян и финно-угров появлялся балтский анклав.

Финно-угорские или славянские выселенцы в степь оказывались в окружении тюркских народов. Если они не формировали своего анклава, то оказывались живущими диффузно между тюрками, но сохраняли своих богов. Это делало их связи между собой землячеством.

Важнейшим моментом для всех обитателей было умножение населения и приобщение молодого поколения к культуре. Степень посвящения в культуру, в частности, формально определяемая инициацией, различала поколения по ступеням введения в физическую, духовную и материальную культуру. Так различались поколения по культурному признаку. Наконец, нарушение обычаев и традиций ставило нарушителя в положение антиобщественного существа, изгнанника.

Этот пример показывает, что с момента становления культуры и до наших дней типологическая классификация равно может быть применима к обществу. Но она касается групп внутри общества, а не отдельных людей, которые могут принадлежать постоянно или временно к разным классам одновременно.

В этом различие между культурой общества и культурой личности, культурная структура которой определяется иными способами и принципами. Это такие принципы, как семейное происхождение, характер образования, трудовые навыки, идеалы и другое подобное.

Типологическая классификация, благодаря всеобщности, может играть роль средства измерения, характеризующего культурную историю общества и различие обществ с точки зрения их культурно-классовых составов.

Культура является для каждого нового поколения наследуемым имуществом, которое каждое новое поколение получает даром. «Богатый Север» и «Бедный Юг» различаются главным образом уровнем наследуемой культуры. Более высокая культура образует более комфортную жизнь при прочих равных возможностях.

В отличие от культуры общества личности, происходящие из обществ с меньшим уровнем культуры, желают оказаться в обществе с более высоким уровнем культуры. Эти личности мигрируют из местностей со сравнительно низким уровнем культуры в общества с более высоким уровнем культуры. Так, современная Западная Европа постепенно принимает выходцев из стран Ближнего Востока, Африки, с Балкан и из Восточной Европы. Этим путем формируются землячества арабов, турок, сербов, хорватов, поляков, русских, евреев в современной Германии и Франции.

Это движение из «Бедного Юга» в «Богатый Север» создает новую культурную ситуацию в странах Европы. В истории известны и другие походы «за культурой». Их движения по своим целям могли быть противоположны созданию землячеств. Люди двигались, напротив, на неокультуренные территории из окультуренных. Например, движение русских в Сибирь, на юг России, на север. Или колонизация территорий обеих Америк из Европы, колонизации Австралии и Новой Зеландии.

Смысл этих движений состоял в том, что на новых территориях формировались анклавы. Цель формирования анклавов состояла в том, чтобы, пользуясь преимуществами развитой духовной и физической культуры, построить в этих колониях высокую материальную культуру. Так же было с колонизацией Америки и Австралии.

Миграции, как видим, ведутся и велись с разными целями: захвата культуры или, напротив, создания культуры. Иногда эти цели переплетались. Так, например, в результате крестовых походов было создано Иерусалимское королевство – анклав западных пилигримов. По своим идеям оно было колониальным – принесение христианской культуры, а по своим фактическим целям – создание землячества с целью воспользоваться более высокой материальной культурой арабов того времени.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Царство живописца Александра Иванова
В наши дни Александр Иванов имеет особое влияние на состояние русских умов, к его наследию обращаются люди диаметрально противоположных взглядов – от религиозных деятелей до посетителей развлекательных сайтов, его имя в России является од ...

Метафора и культура
Эти два термина являются ключевыми. Они требуют определения в первую очередь, но они никак не определяются. Более того, в связи с ними встал вопрос об определении критериев точного определения. Легко говорить о более сложных явлениях, исп ...

Импрессионизм
Во второй половине прошлого века ( начало 70-х гг.) во Франции начала работать группа молодых художников. Впервые в истории искусства художники сделали для себя правилом писать не в мастерской, а под открытым небом: на берегу реки, в пол ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru