Экономизм как ведущее течение общественной мысли (в частности, марксизм) содержал основной тезис о том, что экономический строй общества как базис определяет его надстроечные категории: право, мораль, науку, художественное творчество.
Поскольку экономический базис в этом случае определяет духовную жизнь общества, мораль становилась не основным условием жизни общества, а получалась как бы сама собой из экономических условий. Эта мысль прозвучала в моральных нормах строителей коммунизма, выдвинутая Н.С. Хрущевым. Он же повел решительную борьбу с религией и церковью – воображаемыми им конкурентами на поле морали.
Классические нормы духовной морали были созданы человечеством фактически однородным образом во всех религиях и были основой всех основных цивилизаций. Они предназначены для борьбы с такими социальными противоречиями, которые порождаются владельческими категориями культуры:
национализмом и империализмом,
сепаратизмом,
ксенофобией,
профессиональными амбициями на управление,
изоляционизмом.
Они же умеряют чрезмерные претензии нового стилетворчества, его культурно-эстетический маргинализм и эксцессы квасного патриотизма.
Требования основных норм морали как бы пересекают противоречия владельческих категорий культуры:
Экономизм мышления и его антиморализм в области духовной культуры не были преодолены в ходе борьбы против КПСС и советского строя. Напротив, экономизм мышления продолжал и продолжает действовать.
Однако общество вне морали жить не может, и устранение духовной морали ведет за собой оживление и расцвет практической морали языческих времен.
Практическая мораль язычества толкует как добродетель ложь, клятвопреступление, воровство, насилие в тех случаях, когда эти действия направлены не против своего рода и семьи, а против неродственников и тем более не членов своей семьи. Все иноплеменники, с точки зрения практической морали, это как бы не люди.
Оживление норм языческой практической морали создает те эксцессы, которые характерны для времени после начала 90-х годов:
1) создание разбойных и рэкетирских группировок,
2) мошенничество в масштабах страны,
3) растаскивание общественной собственности,
4) ложь в политических и экономических поступках,
5) националистические проявления всех видов,
6) вооруженное насилие над народом своей страны,
7) пренебрежение общественным мнением,
8) требование, идущее от семьи – обогащаться любыми средствами.
Все эти преступления против духовной морали освящаются идеологически на базе владельческих культурных противоречий:
неуважение к другим народам,
ксенофобия,
сепаратизм и др.
И, самое главное, создание таких молодежных стилей, которые исповедуют практическую языческую мораль в условиях современных сложнейших социальных, культурных и экономических отношений.
Характеристика культуры поколения состоит в том, что роль ее как бы двойная. С одной стороны, культура поколения характеризуется тем, что новое поколение заинтересовано в том, чтобы овладеть духовной и благодаря этому материальной культурой. С другой стороны, новое поколение критикует стилистику и образ жизни поколений, бывших до него. На почве этой критики являются экстремистские и маргиналистские суждения и отвечающие им формы поведения. В этом противоборстве образуется новый стиль.
Статьи по теме:
Анекдот как языковое средство отражения культурных
ценностей
После того как были рассмотрены теоретические вопросы определения анекдота и его характеристики как прецедентного текста, мы проанализировали около 300 анекдотов, принадлежащих англоязычному этносу и систематизировали их по тематическим г ...
Понятие и теория авангардизма
Авангардизм (от франц. avant – передовой и garde – отряд). Авангардизм – тенденция отрицания традиций и экспериментальный поиск новых форм и путей творчетсва, проявляющихся в самых различных художественных течениях, понятие противоположно ...
Древнейшие архетипы
История Таро - это прежде всего история архетипов, то есть образов, составляющих одну из основ человеческого мышления и хранящихся глубоко в подсознании, в нашей генетической и родовой памяти. Мать и дитя, царь, жрец, война, рост и увядан ...