М. В. Ломоносов – художник, поэт, ученый

Материалы о культуре » М. В. Ломоносов – художник, поэт, ученый

Страница 2

Способность к органическому синтезу самых разнообразных явлений культуры проявилась в творчестве Ломоносова не только в содержании его сочинений, но и в их стилистике, объединяющей приемы классицизма и барокко. В его одах присутствуют такие признаки классицизма как трехчастность, риторические фигуры, чрезмерное восхваление, наличие отдельных эпизодов, использование имен греческих и римских богов и слов "лира" и "пою". При этом данные формальные признаки классицизма насыщаются у Ломоносова барочным содержанием. В его одах присутствует барочный культ силы, круг идей, навеянных движением 16- веков в славянском мире "барочным славизмом" и т.д.

"Литературная деятельность Ломоносова поражает своей универсальностью. Реформатор русского стихосложения и автор первой в России светской "риторики", создатель жанрового канона русской торжественной оды и основоположник традиции литературного героического эпоса, творец нормативной "Российской грамматики"… Ломоносов охватил в своей практике целый ряд отраслей тогдашней филологической науки". Им также был открыт закон сохранения материи, сделан ряд других важных открытий в сфере естественных наук. Его опыты в области художественного творчества также заслуживают внимания.

"Современники нередко называли Ломоносова "изобретателем мозаики в России". Действительно, в русской мозаике 18 века все было создано Ломоносовым, его передовыми научными знаниями…, безошибочным художественным чутьем. Семь веков отделяют Ломоносовскую мастерскую от мозаик Киева. В этот долгий период времени наша страна не знала мозаичного искусства. Забыла его… . Набор в мозаиках Ломоносова производился ускоренным способом, им изобретенным. Во все подробности мозаичной техники Ломоносов внес усовершенствования, был свободен от стесняющих традиций, опережал свое время".17 О мозаиках Ломоносов писал в "Слове о пользе химии" (1751) и в "Предложении о учреждении здесь мозаичного дела" (1752). Известны также его обращения к правительству, составленное им описание "Полтавской баталии". "Об отдельных, набранных им самим картинах Ломоносов сообщал в Академическую канцелярию, Шуваловым, Воронцову".

В 1745-1746 годах граф Воронцов, вернувшись из путешествия по Европе, привез в Россию мозаичные картины, полученные в подарок от папы Бенедикта ХIV в Риме. М.В. Ломоносов, вдохновившись этими картинами, решает заняться разработкой технических приемов изготовления мозаики. "Презирая догадки, покупы мастеров и другие подобные способы,… Ломоносов, идя строго научным путем, после множества опытных плавок стекла с минеральными красителями, выработал богатейшую палитру окрасок стекла. Тут было цветное стекло, необходимое для оптических приборов, для посуды и для мозаики. В последнем случае сплавы делались непрозрачными, опаковыми, "глухими"… . Из сохранившегося и опубликованного Б.Н. Меншуткиным "Лабораторного журнала" Ломоносова (1751) мы узнаем, например, что медь дала ему стекла: "Превосходное зеленое, травяного цвета, весьма похожее на настоящий изумруд", "зеленое, приближающееся по цвету к аквамарину", "цвета печени", "красивое берилловое"… Ртуть дала "бледнопурпурное" стекло. Железо — желтое. Золото — "рубиновое"… Красные и зеленые смальты до сих пор являются неподражаемыми". Мозаики Ломоносова ничем не уступали римским. Вскоре Ломоносов подносит императрице Елизавете копию с Мадонны Солимены: мозаика была выполнена в шесть месяцев. "При работе над мозаикой наибольшие трудности заключались в том, чтобы сделать гранеными маленькие кусочки стекла и хорошо окрасить всю стеклянную материю, избежав того, чтобы долгая варка ее не обесцветила. Стремясь к этому, … Ломоносов путем опытов вычислил дозы ингредиентов, изобрел инструменты для резки и металлические формы для отливки, точильные камни, а также приспособления, которыми можно смальту делить на мелкие призмы и, применяя наждак, фацетировать их".

Ломоносов, успешно завершив свои опыты, берется за выполнение мозаик большого масштаба. В церкви св. Петра в Петропавловской крепости при Елизавете строится усыпальница Петру Великому. Мавзолей должен быть украшен восемью мозаичными панно, которые задумал выполнить Ломоносов. Первая мозаичная картина "Полтавская баталия" имела десять с половиной локтей в ширину и в высоту семь и три четверти. "Заполняющие ее фигуры уменьшаются, согласно правилам перспективы, таким образом, что конная фигура Петра I имеет три с половиной локтя высоты. Лицо Петра сделано чрезвычайно похожим, так как скопировано с гипсовой маски, отлитой с натуры, и лучших портретов этого государя". Вокруг царя изображены фигуры его приближенных: Шереметева, Меншикова, Голицына.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Великие Панафинеи
Время возникновения — середина 565 г. до н.э., когда Писистрат придал древним панафинеям особенно торжественный характер. Время проведения праздника — раз в четыре года, в третий год олимпиады, в первом месяце афинского календаря гекатом ...

Списки с иконы
Чтимые списки с Остробрамской иконы Божией Матери находились в юго-западных славянских землях, в Литве и в Польше. В настоящее время один из них пребывает в церкви Остробрамской Богоматери в деревне Кяна. Известно, что к иконографии Остр ...

«Богатыри»
"Богатыри" - самая крупная, самая значительная картина Виктора Васнецова – это мощная эпическая песнь России, ее великому прошлому - картина, призванная выразить дух русского народа. "Я работал над Богатырями, может быть, ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru