… как равные, приветствуя войска
и крылья мечевидные расправив,
над нами встанет бронзовая Слава,
держа венок в обугленных руках.
В эти годы Нарвские ворота сильно пострадали от разрывов бомб и снарядов, т. к. они оказались в прифронтовой полосе. Ворота получили свыше двух тысяч пробоин, обрушилась часть карниза, были отбиты отдельные детали. Все 900 блокадных дней и ночей, ничем не защищённые триумфальные ворота героически выстояли вместе с мужественными ленинградцами. Защитники Ленинграда, танки и артиллерия проходили под аркой, направляясь на фронт, чтобы отстоять родной город.
В конце 1949 года началась реставрация ворот, продолжавшаяся до 1952 года. С раннего лета и до глубокой осени группа архитекторов под руководством Б. А. Розадеева изучала замечательное произведение искусства. Архитекторы Н. А. Апатолова, Т. В. Берсенёва, Е. Г. Мелик-Богдасарова, М. М. Толстов, Н. Ю. Харрик подвижнически день за днём буквально по сантиметрам обмерили все части огромного строения и его декоративного убранства. Архитектор И. Н. Бенуа разработала проект реставрации и затем осуществила его. В этой большой, трудной и сложной работе участвовали многие специалисты: чеканщики, гранитчики, маляры, кровельщики, позолотчики и другие.
Скульптор – модельщик А. Е. Громов восстановил утраченный орнамент на кузове колесницы Славы – Победы. В 1951 году реставрировали пробитые осколками крылья Славы. Одно крыло бережно сняли, разобрали, исправили каждое сохранившееся пёрышко, а недостающие перья заново вылепили, а затем вычеканили из меди. Все вмятины в скульптуре были тщательно выпрямлены, а пробоины на них заделаны. Мастера бригады В. Бочарова вернули гранитным частям арки прежний вид. Была сделана заново медная кровля ворот, а внутри арки восстановили чугунные витые лестницы и полы из плит. Бригады позолотчиков С. Юдиной и В. Соколова осенью 1952 года очистили закрашенные в довоенные годы бронзовые буквы надписей и заново покрыли их тонкими листочками золота. На тёмно-зелёном фоне аттика и пилонов засверкали названия полков и мест сражений, воскрешая в памяти бессмертные ратные подвиги мужественных защитников Отечества. Мастера – чеканщики К. Кротов, В. Мялкин и Н. Лебедев восстановили утраченные декоративные элементы. Они изготовили спицы для колеса триумфальной колесницы и решётки колесного обода. Были восстановлены венки и пики с венками. Медные части ворот очистила железными щётками бригада моляров К. Мауричева. Кровельщики Алексеев, Алекаев и Наумов восстановили круглый лаз на чердак.
В 1952 году, семь лет спустя после окончания войны, Нарвские триумфальные ворота вновь предстали перед ленинградцами и гостями города во всей своей красоте.
В 1955 году на южной стороне площади Стачек (переименована в “площадь Стачек” 11 августа 1923 года; в том же году засыпали речку Таракановку; исчезли под площадью трёхпролётный мост, один из первых в городе чугунных мостов, и его перила, исполненные по проекту Стасова), вблизи Нарвских ворот по проекту А. В. Васильева, Д. С. Гольдгора и С. Б. Сперанского построили павильон станции метро “Нарвская”. Зодчие стремились подчеркнуть в его облике и мотивах скульптурно – орнаментального декора взаимосвязь с главным сооружением площади – Нарвскими триумфальными воротами.
Статьи по теме:
Павловопосадский платок
Среди известных всему миру уникальных изделий, составляющих гордость и славу России, особое место занимают платки и шали из старинного Подмосковного города Павловский Посад. История платочного предприятия насчитывает больше двух столетий. ...
Памятники творчества Андрея Рублёва
В основе творчества Андрея Рублёва лежит иная, нежели у Феофана, философская концепция. Она лишена мрачной безысходности и трагизма. Она строится на добре и красоте, гармонии духовного и материального начал. В христианском учении Рублев, ...
Немецкое ваяние XVI столетия
После великих немецких скульпторов переходного времени от XV столетия к XVI, Фейте Штосе, Адаме Крафте, Питере Фишере и Тильмане Рименшнейдере, давших вечное выражение своему самостоятельному чувству природы и стилю в замечательных произв ...