Вышивка в православном храме

Материалы о культуре » Вышивка в православном храме

Страница 4

При таком наплыве экспонатов ученым пришлось столкнуться с огромным не только неизученным, но и неразобранным материалом. Это положение очень ярко описано секретарем Комиссии по охране памятников старины и искусства Троице-Сергиевой Лавры священником и ученым П.А. Флоренским: "…в богатейшую сокровищницу русского и всемирного искусства мы, члены Комиссии, вступили как в темный лес, ибо она была не только не изучена, но даже не расставлена добообозримо…приходилось…рыться в тряпье, чтобы извлечь иногда первоклассное шитье…из пыльных чердаков, заплесневелых чуланов и темных закоулков Лавры вытаскивать портреты, иконы, шитье, посуду и т.п. Вещи первоклассные, делающие честь любому музею, были перемешаны с второстепенными…".

Во время работы Комиссии, в первые годы после создания музея (1920) в Троице-Сергиевой Лавре были проведены выставки, на которых представлялись памятники древнерусского шитья. В 1923 г. в Оружейной палате Московского Кремля проводилась специализированная выставка "Шитье и ткани допетровского времени". Шитье выставлялось и в других музеях, как на постоянных экспозициях, так и на выставках. В 1924 и 25 гг. при Сергиевском историко-художественном музее для повышения квалификации сотрудников провинциальных музеев проводились совещания по вопросам изучения шитья и тканей, на этом совещании выступали такие значительные специалисты, как В.К. Клейн и Е.В. Георгиевская-Дружинина.

После революции начался этап научной реставрации древнерусского шитья в музеях и в организованных в 1918 г. Центральных реставрационных мастерских, отреставрированные памятники шитья показываются на специальных реставрационных выставках. Исследователи обращаются к технике шитья, публикуется ряд работ на эту тему.

Благодаря накопленному до революции материалу и в первые годы после революции, когда в научный оборот из разграбленных монастырей поступило огромное количество предметов шитья, ученым представилось возможным выделить отдельные мастерские, такие как княгини Евфросинии Старицкой середины XVI в. и именитых людей Строгановых XVII в. Заслугой таких видных ученых своего времени, как А.И. Некрасова и Д.В. Айналова, стало включение древнерусского шитья в общие работы по истории русского искусства. В начале 50-х годов в крупномасштабном издании "История русского искусства" под общей ред. И.Э. Грабаря, В.С. Кеменова, В.Л. Лазарева появилась статья И.Е. Мневой о средневековом шитье, как части русского искусства средних веков.

30-е и 40-е годы были неблагоприятными для развития исследований по древнерусскому шитью, в начале из-за волн репрессий, в которых погибли многие видные ученые еще дореволюционной образованности, и которые поэтому были подозрительны для вульгарно-атеистических органов советской власти, затем горнило Великой Отечественной войны, когда в огне пожаров гибли древнерусские города и памятники. В послевоенный период, когда политический климат в стране смягчился, целый ряд музеев, имевших в 30-е годы краеведческий и антирелигиозный уклон, стали называться историко-художественными, некоторые получили статус архитектурных и культурных заповедников, что дало возможность экспонировать церковные покровы и пелены. В 1947 г. в бывшей ризнице Троице-Сергиевой Лавры открылась постоянная выставка, где большая часть экспонатов (шестьдесят) представляли памятники лицевого шитья. После почти тридцатилетнего перерыва в 1956 г. для массового посещения открылись залы Оружейной палаты Московского Кремля с ее уникальными памятниками средневекового русского искусства. В настоящее время произведения шитья экспонируются во всех музеях, где они имеются. В Русском музее Санкт-Петербурга до недавнего времени экспонировалась большое собрание первоклассных произведений шитья, но сейчас она закрылась и памятники выставляют только на временных выставках.

Новый, совершенно непохожий этап в истории развития древнерусского шитья, начался в конце 80-х годов, когда появились мастерицы, благоукрашающие храмы вышитыми произведениями. После празднования 1000-летия крещения Руси в обществе наметилось потепление в отношении к Церкви, стали открываться порушенные храмы, развиваться церковное искусство. Для этого времени характерно то, что традиции, живой опыт шитья был практически утрачен и не только из-за семидесятилетия богоборчества, но и потому, что само древнерусское шитью практически угасло к концу XVIII века, получив черты западного искусства. Новое поколение вышивальщиц сознательно в большинстве своем выбрало для себя наследие древнерусского шитья до XVIII столетия и стало активно изучать древнее наследие, его художественные особенности, технику шитья, материалы. Вопреки всему: скромному материальному положению мастериц, незаинтересованности государства, это искусство начало успешно развиваться. В первую очередь в крупных городах (Москве и Санкт-Петербурге) появляются мастерские, ставящие своей целью не производство, а изучение и возрождение традиций древнерусского шитья. В старых учебных центрах и во вновь организованных появляются кафедры церковного шитья: Московская Духовная академия (Сергиев Посад), Свято-Тихоновский гуманитарный университет (Москва), Свято-Филаретовский православный христианский богословский институт, Одесская Духовная семинария, многочисленные курсы и учебные мастерские.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Современный период развития теории музееведения
Современный период развития теории музееведения характеризуется пересмотром вопроса о сущности музея как специализированной организации имеющего свое особое социально-культурное место в современном сообществе. Музееведение как новый тип ...

Культура Древней Греции
Культура Древней Греции существовала с XXVIII в. до н.э. и до сер. II в. до н.э. Ее также называют "античной", чтобы отличить от других древних культур, а саму Древнюю Грецию - Элладой, поскольку так называли свою страну сами гр ...

Искусство эпохи палеолита
Искусство палеолита, как и других рассматриваемых периодов, имеет определенную градацию по времени. Установлено, что к числу древнейших изображений на стенах палеолитических пещер относятся как схематические, так и натуралистические изоб ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru