Когда начинают проявлять интерес к подлинной греческой древности - источнику римской культуры, то многих учёных ждёт некоторое разочарование. Винкельману Пестум, постройка Великой Греции, не понравился: то, что вдохновляло римских архитекторов, должно было в его представлении, выглядеть несколько иным. Гёте тоже воспринимает эту культовую постройку европейского "ампира" весьма прохладно.
Искусство античной Италии, таким образом, в большей степени, чем греческое, соответствовало европейской эстетике Средних веков и Нового времени. Не в восторге художественный мир Европы был и от открытия настоящей античной живописи в Помпеях и Геркулануме. Манера живописи, той самой греческой живописи, которой так восторгались римляне, казалась незаконченной, уж слишком театральной, и "свидетельствовала, скорее, о смелости, нежели об умении".
В период наивысшего расцвета могущества Римской империи на одной из её окраин-в провинции Иудее-зародилось христианское учение. Поэтому в римское искусство, начиная с первого века нашей эры, проникает христианская философия, и, наоборот, христианское искусство для выражения своих идей использует образы из античной мифологии. В этой связи некоторые памятники римского искусства можно воспринимать как гармоничный сплав, или же, напротив, противостояние двух миров- нарождающегося христианства и античной языческой религии.
Римско-этрусская цивилизация подарила человечеству, наряду с философией сурового стоицизма и знаменитого римского права, ещё целый ряд важнейших открытий в области искусства: триумфальную арку и колонну-символы безраздельного господства над покорённым миром, скульптурные портреты- начало психологического эксперимента, поиски собственного "я", и, наконец- донесла до нас в многочисленных подражаниях образцы древнегреческой живописи, которая была уничтожена самими же римлянами во время покорения Балканского полуострова и создала на их основе свои поражающие иллюзионизмом произведения.
И ещё: в период Древнего Рима зарождается совершено особый тип культуры, расцвет которой потом наблюдается в период Возрождения и Нового время в Европе, а в России - в середине XVIII века. Речь идёт о культуре сельской виллы. Стремление римлян к тихой, уединённой жизни, далёкой от городской суеты и общественно-политической деятельности, где время будет посвящено общению с близкими людьми, созерцанию природных красот и наслаждению произведениями искусства, которыми должна быть обязательно украшена вилла, описано в трудах современников великой Республики, а затем и Империи-Плиния Младшего, Ксенофонта, Варрона. Виллы было принято украшать со всей роскошью: мрамором, слоновой костью, а также настенной и напольной живописью. Многочисленные сюжеты древнеримских фресок стали впоследствии основой для развивающегося параллельно христианского искусства.
Древнеримское искусство заимствовало многое не только из наследия древнегречесой цивилизации, но и от этрусков - народа, населявшего три области Аппенинского полуострова: Тоскану, Паданский регион и Кампанию. Могущество этого племени основывалось на плодородии земель, а также месторождениях железа и олова - важнейшей статье дохода того времени. Этруски были великолепными декораторами. В скульптурных украшениях их храмов воплотились восточная пышность и богатая орнаментация, являющиеся косвенным доказательством восточного происхождения этрусского народа. По-видимому они проникли на Аппенинский полуостров морским путём с 8-го века до н. э. Главным образом этрусская культура нашла своё отражение на фасадах роскошных храмов и гробницах знати. Последние представляли собой величественные сооружения - нечто среднее между курганом и массивным основанием круглого храма. Эти сооружения с насыпным, покрытым травой верхом воспринимались бы как естественные возвышенности природы, если бы не их мощный фундамент с профильным карнизом - крепидой, возведённым из местного туфа. Каменные плиты пригонялись всухую, и это было залогом их прочности и долговечности. Они в большинстве своём прекрасно сохранились, в отличие от этрусских храмов, в строительстве которых использовались несколько иные материалы- глина и дерево, сырцовый или слабо обожённый кирпич. От них остались только фундаменты. Однако изображения на этрусских погребальных урнах позволяют сказать, что в храмах была ярко выражена фасадная ориентация, которая изобилировала скульптурным убранством из цветной керамики. Кроме того, над фронтоном в большом количестве возвышались акротерии - скульптуры, венчающие верх храма. Как правило, акротерии первоначально были в виде фигурок зверей или чудовищ(горгона, тифон). Позже фронтоны стали украшать скульптуры богов.
Статьи по теме:
Футуристические тенденции в искусстве перформанса
Мы живы острым и мгновенным, -
Наш избалованный каприз:
Быть ледяным, но вдохновенным,
И что ни слово - то сюрприз.
И. Северянин
Конец прошлого ХIХ века, как и конец ХХ века был охвачен поисками нового искусства, объят духовными мета ...
Грузинский национальный балет
Муза танца оказалась неимоверно щедрой к грузинам. На редкость разнообразный и богатый танцевальными приемами грузинский танец достоин насчитывать столько веков, сколько эта нация хранит в своей коллективной памяти.
Со своей стороны в гр ...
Французское ваяние XVIII столетия
Сила пластической передачи, старое французское качество, не изменило французам и в XVIII столетии. Нить предания не порвалась. Поколения даровитых скульпторов следовали одно за другим. Классицизм века Людовика XIV в скульптуре более ясно ...