Представляя художников этого жанра, он писал: “Не принимая на себя звания судьи талантов и искусства художников, я назову единственно из них отличнейших, образовавшихся в Академии или под ведением ее, не означая даже мест, приличных их дарованием”.
Однако на первое место в разделе “Художники по живописи исторической” он ставил, прежде всего, А. П. Лосенко. “Основатель” называл его Свиньин, и был в этом отношении предшественником будущих критиков и историков искусства, которые впоследствии утвердят за Лосенко приоритет “родоначальника школы русской исторической живописи”.
В экспозиции Русского музеума произведениям Лосенко отводился, по-видимому, один из наиболее обширных и светлых залов. Зато можно было представить эволюцию творчества мастера, так как Свиньину удалось собрать произведения разных периодов, начиная от пенсионерского.
В Каталоге Музеума, иллюстрации к которому выполнял Н. Чернецов, изображена картина “Христос, изгоняющий торговцев из храма”, относящаяся к раннему парижскому периоду и датированная 1764 годом. Хотя рисунок и не имеет надписи, название его легко определить по сюжету. В центре композиции, на ступенях храма, стоит Христос. В руке его плеть, которой он замахнулся на торговцев, в панике разбегающихся в разные стороны: здесь и продавец скота, спешно удаляющийся с овцой и быком, и меняла, рассыпавший мешок с деньгами. На втором плане – колонны храма и драпировка.
Можно было бы не приводить здесь подробного описания, если бы произведение было всем хорошо знакомо. Однако оно не сохранилось. Во всяком случае, местонахождение его неизвестно, воспроизведений также не существует, и рисунок Чернецова – единственное, что напоминает нам об утраченной работе художника.
В Каталоге Свиньина присутствует и еще один рисунок Н. Чернецова с картины Лосенко “Жертвоприношение Авраама”. Написанное в Париже в 1765 году и свидетельствующее о профессиональной зрелости молодого живописца, это произведение прославило своего создателя. Оригинал его ныне находится в экспозиции ГРМ. Полная движения и экспрессии композиция точно воспроизводит библейский сюжет. Авраам, следуя повелению Бога, потребовавшего от него принести в жертву сына его Исаака, заносит нож над юношей, обреченным на заклание и покорно возлежащим на поленнице двор, сложенных для сожжения жертвы. Безупречно написанная фигура юноши, ее контраст с обликом старца; ангел, парящий над ними и останавливающий руку Авраама, готовую поразить Исаака, – все выполнено виртуозно с точки зрения анатомии, в отношении композиции и колорита.
Однако, надо отметить, что в изображении Чернецова картина воспроизведена, хотя и в соответствии с оригиналом Русского музея, но с некоторым отступлением в деталях. Несмотря на то. что композиция в целом идентична, несколько иначе трактован жест руки Авраама, не столь высоко и решительно занесенной над жертвой. Отсутствует также повязка на глазах Исаака, которую мы видим в оригинале Русского музея. Можно было бы предположить о существовании авторского повторения или варианта картины. Но специалисты не указывают на это: в каталоге работ Лосенко значится лишь единственное произведение с подобным названием .
Не только современные исследователи, но и историки прошлого свидетельствовали, что картин с одноименным сюжетом в то время в России не появлялось. Лишь осенью 1769 года в Академии художеств экспонировалась композиция “Жертвоприношение Авраама” Себастьяно Риччи, подаренная пейзажистом Баруцци. Она была заключена в овал и отличалась от той, которую мы видим на рисунке в Каталоге Свиньина. Совет Академии отблагодарил Риччи, наградив его золотой и бронзовой медалями и поместил картину в свое собрание. На сюжет “Жертвоприношение Авраама” в 1763 году была выполнена также скульптура, очевидно, кем-то из учеников Академии. Таким образом, с уверенностью утверждать, что в собрании Свиньина была подлинная картина Лосенко, которая ныне находится в Русском музее, преждевременно. Но был ли это другой вариант, неизвестный нам, либо эскиз, остается вопросом.
Подлинным украшением собрания Свиньина являлась другая замечательная картина Лосенко “Зевс и Фетида”, исполненная художником в Риме в 1769 году и находящаяся ныне в Государственном Русском музее. На рисунке Чернецова изображение, сделанное с этой картины, совершенно идентично и полностью соответствует варианту Русского музея. Следовательно, в данном случае сомнения, что эта картина в собрании Свиньина, не возникает .
Статьи по теме:
Хачкары XI столетия
Начиная с XI века процесс развития и усложнения декора хачкаров становится более интенсивным. Об этом говорят многочисленные хачкары в различных местах Армении, преимущественно в ее богатых монастырях.
Наиболее характерной чертой хачкаро ...
Древнейшие архетипы
История Таро - это прежде всего история архетипов, то есть образов, составляющих одну из основ человеческого мышления и хранящихся глубоко в подсознании, в нашей генетической и родовой памяти. Мать и дитя, царь, жрец, война, рост и увядан ...
Возникновение жанров
“Киномоголы” стремились выдавать развлекательную продукцию высшего качества, но не желали рисковать, выпуская картины, коммерческий успех которых был сомнителен. Дабы свести этот риск к минимуму, они стали сосредоточивать свои усилия на ф ...