Подводя итоги эволюции геометрической вазописи в зрелогеометрический период, опять обратимся к высказываниям Ю.В. Андреева: «почти повсеместное распространение новой манеры вазовой живописи на территории как европейской, так и азиатской Греции свидетельствуют о том, что в это время в различных районах греческого мира уже сложился некий общий стереотип художественного мышления, объединивший всех греков независимо от места их проживания в рамках единой культурной общности».
Рассмотрев основные этапы сложения и эволюции геометрической вазописи от субмикенского периода до среднегеометрического, мы постарались проследить возможные направления в процессах выработки новых выразительных качеств в художественно-образной программе сосудов. Новые качества складываться постепенно, начиная от грубых, сделанных вручную и оформленных довольно не пропорциональными и скупыми узорами сосудов субмикенского времени до тектонически выстроенных по форме, расписанных с применением сложной по набору элементов и их композиции орнаментальной системы ваз среднегеометрического периода. При этом важно отметить, что роспись сосудов стремилась выразить, прежде всего, поиск передачи гармонии мироздания, т.к. «глубоко укоренённая в архаическом (мифологическом) сознании антитеза гармонии и хаоса должна была играть совершенно исключительную роль в культурном развитии таких морских народов, как греки» .
Временной период с первой половины XI до начала VIII вв. до Р.Х. был весьма сложен и неоднороден по происходившим культурным процессам. По мнению Ю.В. Андреева, «это сложный процесс, несомненно, включал в себя как одну из главных составляющих также и медленное преобразование содержащейся в этническом генофонде информации, которое рано или поздно должно было привести к возникновению новых, ещё невиданных форм культуры. Очевидно, приблизительно так могла происходить в постоянно менявшейся исторической обстановке бронзового и раннежелезного веков подготовка к рождению «греческого чуда». Скрытые от нашего непосредственного наблюдения, не оставившие почти никаких следов в материальной культуре этой эпохи или эпох серии сменявших друг друга генетических мутаций в конце концов выхвали к жизни уникальный феномен, именуемый классической греческой цивилизацией». В период с первой половины XI до начала VIII вв. до Р.Х. эти процессы только начинали формироваться и постепенно набирали темп в развитии. Особенно динамичный темп это ход событий приобретёт в VIII в. до Р.Х. – в период великих, во многом революционных изменений, вызванных экономическим подъёмом, резким увеличением численности населения (прежде всего, в Элладе), развитием частной собственности и личной инициативы, увеличением число материально обеспеченных людей, которые имели возможность уделять время потреблению и созданию культурных ценностей. VIII в. до Р.Х. станет особым временем в развитии греческой культуры, что, безусловно, не замедлить сказаться на развитии геометрической вазописи. В силу вышеизложенных фактов, вазопись VIII в. до Р.Х. будет рассмотрена в отдельной лекции.
Статьи по теме:
Главные
общегреческие праздники
Первые легендарные игры — микенский период.
Вторые легендарные игры — IX в. до н. э.
Начало исторических олимпийских игр — 776 г. до н. э.
Место проведения — Олимпия, долина р. Алфея
Время проведения — раз в четыре года в июле-августе ...
Основные сюжеты и герои
Театр кукол выжил и оказался бессмертным. И это обусловлено не только любовью к нему зрителей. Дело в том, что кукольники придумали таких героев, которые стали – как пословица или поговорка – всенародно нарицательными. Их самих, а также и ...
Иконографическая традиция и художественное творчество
Андрей Рублев. Преображение. Икона Благовещенского собора Московского Кремля. 1405.(Andre Roublev. La Transfiguration. Icone. Cathedrale de I'Annonciation du Kremlin de Moscou. 1408.)
Еще лет пятнадцать тому назад Роберто Лонги в своей ...