Нашу эпоху современные исследователи называют по-разному. Для одних это период «постиндустриального общества», для других – «информационная эпоха», кто-то определяет её как эпоху глобализации. В тоже время ясно одно: мы живем в мире медиа – расширяющейся системы массовых коммуникаций, «информационного взрыва». В этой связи усложняются наши социальные связи, заставляя обратиться к пониманию медиакультуры, ее роли в современной эпохе, а также связи с развитием информационной культуры.
Медиакультура - особый тип культуры информационного общества, это часть общей культуры: мира книг, газет и журналов, кинематографа, радио- и телевещания, Интернет-ресурсов, CD-ROMов, DVD . Всего того, что связывает человека с окружающим миром, информирует, развлекает, пропагандирует, оказывает воздействие на оценки, мнения и поведение людей. Идет формирование «планетарного», «глобального» мышления. Активной участницей этого процесса является медиакультура, формируется единое информационное пространство. Речь идет, по сути, о новой информационной цивилизации, связанной с колоссальным, невиданным ранее влиянием современной «индустрии информации» буквально на все стороны общественной жизни.
Как в России, так и за рубежом используются (часто как синонимы) такие наиболее распространенные термины, как «медиакультура», «медийная культура», «информационная культура», «аудиовизуальная культура», «медиаграмотность», «информационная грамотность», «аудиовизуальная грамотность», «медиаобразованность», «информационная образованность», «аудиовизуальная образованность», «компьютерная грамотность», «мультимедийная грамотность», «информационная компетентность», «информационная компетенция», «медиакомпетентность», «медийная компетентность», «аудиовизуальная компетентность», «аудиовизуальная компетенция», «медиакомпетенция», «медийная компетенция» и др.
Такого рода терминологический разнобой выявили, к примеру, исследования Н.И.Гендиной, которая провела анализ различных определений, связанных с понятием информационной культуры и обнаружила, что в современном мире «используется неунифицированная терминология, зачастую без четкого определения, взамен таких близких по смыслу понятий, характеризующих знания и умения человека по работе с информацией, как «библиотечно-библиографическая культура», «культура чтения», «библиотечно-библиографические знания», «библиотечно-библиографическая грамотность», все чаще используются понятия «компьютерная грамотность», «информационная грамотность», «информационная культура»
Аудиовизуальная культура - способ фиксации и трансляции культурной информации, не только дополняющий, но и служащий альтернативой прежде безраздельно господствовавшей вербально-письменной коммуникации. В настоящее время осуществляется "удвоение культурной среды", при котором все достижения человечества, полностью отраженные ранее в письменных текстах, получают аудиовизуальное выражение (аудиовизуализация или "визуализация" культуры). В перспективе любой значит, прототекст предстает не только гипотетически, но и фактически существующим в виде вербально-письменного и аудиовизуальных взаимопереводных относительных эквивалентов. Ситуация свободного выбора способа потребления культурной информации предстает одной из граней плюралистичности современной культуры, в которой осложняются отношения между текстами разной природы. Специфика аудиовизуальной культуры определяется ее семиотической природой и техическими возможностями средств ее реализации: высокая информационная емкость, легкость и убедительность чувств, (образного) восприятия, доминирование репродуктивных возможностей над продуктивными, скорость и широта трансляции и тиражирования. Вследствие этого восприятие.
Аудиовизуальная культура сравнительно с вербальной коммуникацией оказывается психологически более емким и легким, но менее систематичным и рациональным, социально - более массовым и доступным, но менее стабильным и однонаправленным. Указанные особенности Аудиовизуальную культуру формируют ее социокультурные функции. В собственно коммуникативной функции аудиовизуальная культура быстро становится ведущим средством массовой коммуникации (в форме телевидения), принимая на себя связанные с этим социально-регулятивные обязанности, приобретая соответствующую институализованность и вступая в политико-идеологические и организационно-экономические связи, оказывающие серьезное влияние на его развитие. В собственно культурной функции, акцентируя внешние чувственно воспринимаемые стороны культурных явлений, аудиовизуальная культура осуществляет соответствующий отбор и создает в современной культуре перевес чувственного над интеллектуальным, реализуясь гораздо больше в специфическом феномене массовой культуры, чем в далеко не чуждой ей наглядно-просветительной миссии.
Статьи по теме:
Творчество Андрея Рублёва
Андрей Рублёв воспринял традиции классицизма византийского искусства 14 века, которое он знал по работам греческих мастеров, находившихся в Москве, и особенно по произведениям созданным Феофаном Греком в его московский период (Донская ико ...
Символика пространства в Киево-Печерском патерике
Особенное восприятие Киево-Печерского монастыря, обусловленное как его происхождением (основан не князьями и боярами, а самими иноками, отрекшимися от соблазнов мира), так и превращением этой обители в место, откуда вышло большинство русс ...
Божественные первопредки
Начиная с эпохи верхнего палеолита, в изобразительных памятниках встречается образ божественной пары, которую можно для начала условно назвать "Мать - Сыра Земля и Отец – Небо". У всех древних народов образ женщины-матери, дарую ...