Функциональное назначение хачкаров и их создатели

Материалы о культуре » Тенденции и традиции развития хачкаров в контексте народной культуры Армении » Функциональное назначение хачкаров и их создатели

Научные исследования, в особенности материалы эпиграфических экспедиций Института археологии и этнографии Академии наук Армении, значительно расширили наши знания о хачкарах, о многосторонности их культурно-исторического значения. На основе конкретных данных было выявлено более сорока различных назначений, которые имели хачкары, хотя этим не исчерпываются их целевые функции. В XI–XIII вв. и позднее, в XIV–XVII вв. часть хачкаров приобретает значение надгробного, памятника (но никак не надгробной плиты).

Орнаментальные мотивы хачкаров являются исключительно богатым источником для изучения развития изобразительного искусства средневековой Армении. Большую ценность представляют эпиграфические надписи хачкаров, способствующие изучению социально-экономической, военной, политической и культурной истории и языка средневековой Армении. Имеется ввиду множество хачкаров, на которых изящно выполненная надпись является одновременно орнаментальным украшением.

Многие хачкары XI–XIII вв. отмечались специальными памятными «ишатакаранами» – надписями, дающими иногда полные сведения об авторе, заказчике, месте и времени исполнения. Пользуясь каким-либо одним или двумя сведениями (например, место и время), на основании стиля можно соотнести друг с другом несколько хачкаров, что дает возможность подвести основание под понятие «школа» и выявить ее особенности.

Обычно такие художественные школы образовывались при каком-либо большом монастыре (в котором имелись живописная, а иногда и переплетная мастерские) или на территории ограниченного района, для которого подобный монастырь являлся главным культурным центром. Монастырские комплексы средневековый Армении считались своеобразными архитектурными школами. Создаваясь столетиями санаинские и ахпатские монастыри (на северо-востоке Армении), складывались и росли постепенно и каждое следующее поколение зодчих учитывало замысел предшественников.

Вблизи от Ахпата и Санаина в долине реки Агстев были расположены и другие монастырские школы в Гошаванке (Нор Гетике), Агарцине, Макараванке, Дехцуте, Киранце, в монастыре Аракелоц и др.

К периоду высокого расцвета в XII–XIV вв. относятся также монастырские школы Спитакавора, Нораванка, Ованнаванка, Кечариса, Гегарда (Айривавка), Гндеванка и др. В Арцахе (в Нагорном Карабахе) – монастырские школы Гтчаванка, Гандзасара, Дадиванка и др.

Хронологически развитие хачкарного искусства в Армении не выглядит гладким и поступательным движением. Исторические условия часто нарушали политическую и экономическую жизнь страны, что сопровождалось срывом творческого движения, общим его ослаблениям, а в дальнейшем частичным творческим застоем. При благоприятным изменении исторических обстоятельств развитие хачкаров возобновлялось с той ступени, на которой оно было остановлено. Однако даже в трудные годы, хотя и замедленное, но все же поступательное развитие хачкаров, характеризовавшееся утратой лишь некоторых звеньев общей цепи, продолжалось. Всем хачкарам разных эпох присущи ясность композиционного построения (сюжетных изображений и чисто декоративных композиций) и исключительно высокая культура национального орнамента. Многое в декоре хачкара зависело от района, в котором он создавался и где развивались и видоизменялись десятилетиями определенные декоративные сочетания элементов, создавая местные камнерезные школы.

Статьи по теме:

Памятники архитектуры Петербурга XVIII века, их история
Петропавловская крепость занимает центральное место в архитектурной композиции Петербурга, а находящийся на ее территории Петропавловский собор с высокой колокольней является одной из главных примет города. 16 мая 1703 года на Заячьем ос ...

Искусство сталинского периода
"1920 - Гражданская война, грязь окопов, обозы с умершими от тифа не смогли убить в народе любовь к искусству. На завьюженных площадях ветер порушил первые панно, ставились монументы рабочих, ученым, идеям труда и свободы. Голод. Люд ...

Верхнеитальянское зодчество XVI столетия
Цветущие поля верхней Италии с их большими, богатыми торговыми городами и их небольшими, наполненными искусством резиденциями правителей не представляют в историко-художественном отношении такой крепко сплоченной области в XVI столетии, к ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru