Про Алимпия рассказывали, что иконописание было главным средством его существования. Но заработанное он тратил весьма своеобразно: на одну часть покупал все, что было необходимо для его ремесла, другую отдавал беднякам, а третью жертвовал в Печерский монастырь. Работы кисти Алипия, к сожалению, не сохранились.
Наряду с иконописью развивалась фресковая живопись, мозаика. Фрески Софийского собора в Киеве показывают манеру письма здешних греческих и русских мастеров, их приверженность человеческому теплу, цельности и простоте. На стенах собора мы видим и изображения святых, и семью Ярослава Мудрого, и изображение русских скоморохов, и животных. Прекрасная иконописная, фресковая, мозаичная живопись наполняла и другие храмы Киева. известны своей большой художественной силой мозаики Михайловского Златоверхого монастыря с их изображением апостолов, святых, которые потеряли свою византийскую суровость; лики их стали более мягкими, округлыми.
Все более отходя от византийского наследия и опираясь на местные традиции, усилившиеся вместе с процессом феодального дробления, киевские художники обретали свой собственный стиль. В изображении лиц, одеяний, архитектурных кулис проникают местные черты, отражающие русские типы, русский костюм (фрески "Музыканты и скоморохи", "Охота на медведя", фрески придела Иоакима и Анны Софийского собора в Киеве "Благовещенье у колодца", "Обручение Марии"). Так постепенно закладывались основы для формирования русской школы живописи.
Уже в XII - XIII вв. сложилась новгородская школа живописи. Ее характерными чертами стали ясность идеи, реальность изображения, доступность. От XII в. до нас дошли замечательные творения новгородских живописцев: икона "Ангел Златые власы", где при всей византийской условности облика Ангела чувствуется трепетная и красивая человеческая душа, и "Устюжское Благовещенье". Или икона "Спас Нерукотворный" (также XII в.), на которой Христос со своим выразительным изломом бровей предстает грозным, все понимающим судьей человеческого рода. В иконе "Успение Богородицы" в лицах апостолов запечатлена вся скорбь утраты. Достаточно вспомнить, например, знаменитые фрески церкви Спаса на Нередице близ Новгорода (конец XII в.).
Широкое распространение иконописной, фресковой живописи было характерно и для Чернигова, Ростова, Суздаля, позднее Владимира-на-Клязьме, где замечательные фрески, изображающие "Страшный суд", украшали Дмитриевский собор.
Юрьеву великокняжескому монастырю принадлежало одно из самых ранних произведений новгородской станковой живописи - икона святого Георгия (XII в.). На ней изображен храбрый воин с копьем в правой руке. На нем богато разукрашенное одеяние. От его спокойной, мужественной фигуры веет непоколбимой силой.
В начале XIII в. прославилась ярославская школа иконописи. В монастырях и церквах Ярославля было написано немало превосходных иконописных произведений. Особенно известна среди них так называемая "Ярославская Оранта", изображавшая Богородицу. Ее прообразом стало мозаичное изображение Богородицы в Софийском соборе в Киеве работы греческих мастеров, запечатлевших суровую властную женщину, простирающую руки над человечеством. Ярославские же искусники сделали облик Богородицы теплее, человечнее. Это прежде всего мать-заступница, несущая людям помощь и сострадание. Византийцы видели Богородицу по-своему, русские живописцы - по-своему.
Статьи по теме:
19 столетия глазами современников
Пейзаж завоевал место одного из ведущих жанров живописи. Его язык стал, подобно поэзии, способом проявления высоких чувств художника, областью искусства, в которой выражаются глубокие и серьезные истины о жизни и судьбах человечества, в н ...
Мотивации и события
Я размышляю о построении стратегий, о том, что это такое, как и где строятся стратегии. Стратегирование - это свойство сознания, качество мышления, и потому, чтобы научить человека построению стратегий необходимо что-то поменять в его соз ...
Чудотворные списки с иконы
Если до революции почитание иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» носило в основном местный характер, о чем свидетельствует отсутствие упоминания о ней в дореволюционной церковной литературе, за исключением нескольких местных статей, то ...