У этого аппарата есть "прародитель" - камера обскура" (в дословном переводе с латыни - "тёмная комната"), изобретённая за несколько столетий до кино. В 1470 г. великий итальянский художник Леонардо да Винчи писал: " .если портал какого-либо здания, площадь или пейзаж освещены солнцем и если на противоположной, не освещённой солнцем стороне поставить закрытое строение с не большим отверстием, все освещённые солнцем предметы отбросят через отверстие на противоположную стену строения свои подлинные, но перевёрнутые образы".
Отрывок из сочинения Леонардо считается первым упоминанием камеры обскуры. Учёный монах Атаназиус Кирхер в книге "Великое искусство света и тени" описал ещё более совершенный прибор: Устройство Кирхер назвал "laterna magica", что в переводе с латинского означает "волшебный фонарь".
Изобретение Кирхера - первый в истории человечества проекционный аппарат. Его прямыми "потомками" являются съёмочная камера и проектор. Если на противоположной отверстию стенке "фонаря" поместить светочувствительную плёнку, получится камера. И наоборот, если внутри окажется источник света, а перед ним будут прокручивать плёнку, аппарат начнёт функционировать как проектор. Однако "волшебному фонарю" пришлось пройти длинный путь, прежде чем стать съёмочной камерой и проектором. Широко пользоваться "волшебным фонарём" стали с середины XVIII в. Наряду с "волшебными фонарями" существовал другой тип устройств, показывавших картинки не "на белом полотне", как писал Пушкин (т. е. не на экране), а через окуляр, в который нужно заглядывать. Имелось много видов таких аппаратов, объединённых общим названием "оптический ящик".
"Оптические ящики" и "волшебные фонари" воплощали совершенно разные способы демонстрации картинок. "Волшебный фонарь" показывает их открыто, т. е. не хранит картинки в себе, а выбрасывает на белое полотно экрана. "Оптическому ящику" не свойственна открытость - в него следует заглядывать, будто в замочную скважину. Оба принципа столкнулись, когда изобреталось кино. Победа осталась за открытой демонстрацией, присущей "волшебному фонарю".
Однако решающими стали успехи в различных областях науки и техники, достигнутые к концу 19 века:
изобретение хронофотографии, т.е. покадровой съёмки последовательных фаз непрерывного движения;
использование ленточного перфорированного носителя изображения;
осуществление проекции изображения непрерывного движения на экран;
создание механизма прерывистого движения светочувствительной плёнки в процессе съёмки и при кинопроекции.
В результате уже в 1880-е годы были изобретены первые киносистемы. Разработку одной из них осуществил француз О.Ле Пренс, первым применивший гибкую светочувствительную ленту и частоту съёмок 16 кадров/сек. Исследования активно проводились и в других странах - Англии, Соединённых Штатах Америки, Германии. Однако рождение кинематографа впоследствии оказалось связанным с именами братьев Люмьер. Вообще история кинематографа небольшая, и известна даже точная дата его рождения - это 28 декабря 1895 года. Тогда в "Большом кафе" на бульваре Капуцинов в Париже состоялся публичный показ "кинематографа братьев Люмьер". Но все не так просто. Уже в 1888году проходили лабораторные и публичные демонстрации фильмов, но они носили случайный характер. Мало того, в том же 1895 году проходило приличное количество сеансов движущейся фотографии, но их изобретатели, как правило, не знали друг о друге, что послужило впоследствии причиной бесконечных споров о приоритете в кино. Почему в этом споре победили братья Люмьер? Да, просто потому, что их публичные платные сеансы оказались наиболее успешны . с точки зрения коммерции.
Десятки операторов, обученных Люмьером, распространили его аппарат по всему миру. Они и создали известность в большей части земного шара слову "синематограф" (или его производным "синема", "сине", "кино" и т. д.), означающему новый вид зрелища. Русский царь, английский король, австрийская императорская семья - все коронованные особы хотели видеть новый аппарат и этим создали ему большую рекламу.
За 1895-96 ими было снято около 50 коротких лент на разные темы. Братья Люмьер являются изобретателями многих приемов киносъемки, ставших ныне классическими.
Первый фильм Луи Люмьера "Выход с завода" носил почти рекламный характер. Он впервые демонстрировался на конференции, посвященной развитию фотопромышленности во Франции. Два известных и наиболее популярных фильма Луи Люмьера - "Прибытие поезда" и "Политый поливальщик" - намечают пути дальнейшего развития кино.
Статьи по теме:
Основные периоды развития скульптуры Древнего Китая
Скульптура Китая прошла очень сложный и противоречивый путь развития. Являясь одним из ведущих видов изобразительного искусства, скульптура длительный период целиком принадлежала культовому искусству. Скульптура Древнего Китая, прежде вс ...
Российские традиции приема гостей. История
В семнадцатом веке, каждый, уважающий себя горожанин и тем более если он к тому же зажиточный не мог обойтись без проведения праздничных пиров, ведь это входило в их жизненный уклад. Готовиться к праздничному пиру начинали задолго до торж ...
Лукиан
Последним классиком литературы Эллады был Лукиан. Писатель многогранный, опробовавший, наверное, все краски сатирической палитры. Два этапа в творчестве Лукиана – это риторический и философский. В первый период он мастер риторики, которую ...