Подробно рассказать обо всех типах деятельности по использованию компьютерных технологий в сфере культуры не представляется возможным. По этой причине я остановлюсь лишь на электронных музейных изданиях.
На сегодняшний день существует два наиболее распространенных типа электронных изданий (ЭИ) - web-сайт (2.4 или 2.6) и CD-ROM (2.2). Каждый из них имеет свои плюсы и минусы.
Создание, запуск и продвижение интернет-проекта самого высокого качества, сделанного профессионалами экстракласса оценивается сегодня в сумму до 25 тысяч долларов США. Но, в принципе, можно обойтись и гораздо меньшей суммой, скажем, 5 тысячами долларов.
Сайт не требует тиражирования – помещенный в интернет он и так доступен всем пользователям этой глобальной сети. Информация на сайте может быть обновлена и уточнена в любое время. Более того, она и должна постоянно уточняться и обновляться. Но существующие на сегодняшний день каналы связи не позволяют помещать в сеть многое из того, что доступно на локальном компьютере. Речь, прежде всего, идет о качественных иллюстрациях, звуковых и видеоматериалах, анимации. Из-за этого часто страдает уровень дизайна, качество представляемого на сайте материала. Кроме того, необходимо учитывать, что далеко не каждый пользователь, даже владеющий вполне современным компьютером, подключен к Интернет. Особенно это актуально в России, где интернет пока остается сравнительно дорогим удовольствием и не во всех городах есть провайдеры.
На СD может быть реализовано многое из того, что в глобальной сети пока не доступно. Один раз купив лазерный диск, пользуешься им затем, сколько захочешь. Но тут скрыт один "подводный камень": стоимость проекта по созданию, тиражированию и распространению CD, по оценкам экспертов, колеблется в пределах примерно от 40 до 50 тыс. долларов США .
Но CD является завершенным изданием. Никаких обновлений на нем, как и в случае с полиграфической продукцией, сделать невозможно. Web-сайт - тоже издание, но принципиально незавершенное. По точному наблюдению А.В.Лебедева: у CD, как и у книги, есть читатель (или пользователь); а у web-сайта, как у музея, — посетитель. Так что делать выбор между сайтом и CD не стоит: одно не заменяет другого.
Процессы создания web-сайта и CD достаточно схожи. Они требуют близкого состава команды разработчиков и делятся на примерно одинаковые этапы. Остановимся на этом более подробно.
Для создания ЭИ по культуре необходимы следующие специалисты (или группы специалистов):
• "предметник" (искусствовед, историк, и т.п.), имеющий непосредственное отношение к тематике ЭИ;
• художник;
• программист, работающий в сфере интерактивных технологий (интернет или мультимедиа);
• литературный и технический редактор;
• независимый эксперт – грамотный человек умеющий работать на компьютере.
Кроме этих специалистов, общих для всех ЭИ, в работе над CD должны принимать участие видео- и музыкальный редакторы. В случае работы над web-ресурсом, необходим еще и программист — администратор сайта, который будет размещать материалы в интернете и поддерживать техническую жизнеспособность сайта в дальнейшем.
Все участники проекта должны иметь представление о формирующейся сегодня на наших глазах "экранной культуре" и разбираться в информационных технологиях на уровне пользователя (а программист - профессионально). Что касается художника, то в настоящее время это уже достаточно распространенная специальность в сфере информационных технологий, имеющая, применительно к интернету, даже особое название – web-дизайнер.
Специалистов гуманитарного профиля, ориентирующихся в мире компьютеров, пока катастрофически не хватает. Формирование корпуса таких профессионалов - одна из актуальных задач развития информационных технологий в сфере культуры. Подобная работа сегодня уже ведется, но ее объемы явно недостаточны.
Единственный специалист, от которого, пожалуй, не требуется хорошее знание компьютера, это — редактор: ему предстоит работать лишь с текстами ЭИ. Тем не менее, современный литературный редактор — это человек, который также владеет ПК, технически значительно упрощающим саму процедуру редактуры.
Предпочтительно, чтобы у каждой группы специалистов, был лидер или формальный руководитель, разрешающий творческие споры и взаимодействующий с руководителями остальных групп на уровне готовых решений. Возможна и ситуация, когда у нескольких групп общий руководитель, координирующий тот или иной блок работ над ЭИ. Такое может быть, например, когда группа специалистов-предметников, представляющих музей, сотрудничает с web-студией или мультимедийным издательством. И, наконец, проекту, безусловно, нужен концептуальный руководитель, формирующий ключевые — содержательные, художественные — позиции в разработке CD или сайта. По поводу того, кто должен выполнять эту функцию идут не утихающие споры.
Статьи по теме:
Стиль
Время написания Владимирской иконы Божией Матери, XII век, относится к так называемому комниновскому возрождению (1057—1185)[5]. Этот период в византийском искусстве характеризуется предельной дематериализацией живописи, осуществляемой за ...
Типы аниме
ТВ-сериал - сериальное аниме, предназначенное для показа по телевидению.
ТВ-фильм - несериальное аниме, предназначенное для показа по телевидению.
Полнометражный фильм - аниме, предназначенное для показа в кинотеатре. Редко бывает короч ...
Анурадхапура - древняя столица Цейлона
Древние хроники, выдавленные стилом на листьях талипотовой пальмы, сообщают, что первое государство на Цейлоне основал индийский царевич Виджайя. Изгнанный из отчего дома за строптивость, он набрал отряд смельчаков и ушел искать счастье ...