Древнейшие архетипы

Материалы о культуре » Таро, как элемент человеческой культуры » Древнейшие архетипы

История Таро - это прежде всего история архетипов, то есть образов, составляющих одну из основ человеческого мышления и хранящихся глубоко в подсознании, в нашей генетической и родовой памяти. Мать и дитя, царь, жрец, война, рост и увядание, смерть и возрождение были и остаются важнейшими элементами бытия во все времена и у всех народов. Древнейшие их изображения находят на клинописных табличках шумеров, на рисунках в тайниках египетских пирамид, на священных камнях в Китае, Мексике, Скандинавии. Не удивительно, что Таро и сегодня вызывает невольный отклик в душе каждого, кому довелось соприкоснуться с этими картами, будь то для научного их изучения, для гадания или просто из любопытства.

Но история Таро - это еще и история карт, этой уникальной "книги без обложки", страницы которой не закреплены в определенном порядке. Если обычная книга, хоть печатная, хоть рукописная, ведет читателя шаг за шагом от начала к концу своих рассуждений, то Таро всякий раз предлагает ему иной вариант прочтения.

Как всякая сакральная система, Таро тоже довольно быстро приобрело оборотную сторону, превратившись в игру. Как кости-астрагалы, служившие древним грекам для выбора "кандидатов в депутаты" или нахождения вора, стали шестигранными "кубиками" наших настольных игр, или как глиняные черепки римлян, выкрашенные с одной стороны в красный, а с другой в белый цвет, первоначально использовавшиеся для выяснения воли богов, стали игрой, в которую солдаты Цезаря разыграли нешвейный хитон Иисуса, так и карты Таро, перестав быть оракулом судьбы, превратились в средство обмануть судьбу с помощью азартных игр, которых уже век спустя после появления карт в Европе появилось множество.

Впрочем, и это - всего лишь одна из версий.

Исследованием истории карт вообще и Таро в особенности занимались многие. Из авторов последнего времени это немецкий таролог Хайо Банцхаф, - главная тема его исследований: развитие и трансформация архетипов, то есть тех элементов сознания и подсознания, которые нашли свое выражение в Арканах Таро, - далее русский историк Дмитрий Лесной, блестяще и глубоко описавший историю, теорию и практику карточных игр, - и, наконец, уже цитированные братья-голландцы Доктерс-ван-Леувен, опыт двадцатилетней работы которых дает нам возможность познакомиться со множеством исторических документов и старинных карт.

С учетом всех этих и иных материалов история карт в целом и карт Таро в частности выглядит следующим образом.

Статьи по теме:

Проблемы изучения византийской живописи
Значение византийского наследия для истории древнерусского искусства было угадано Ф. Буслаевым уже более ста лет тому назад. Дальнейшее изучение этого наследия все более подкрепляет его взгляды. Признание роли византийского наследия для ...

Искусство Киевской Руси
В период складывания и расцвета феодализма на Руси (конец Х–XVII вв.) искусство формировалось на основе достижений художественной культуры восточнославянских племен и обитавших до них на этих землях скифов и сарматов. Естественно, что кул ...

Методика создания экспозиций
Методика создания экспозиций предполагает коллекционный тип, тематический принципы строительства музейной экспозиции. Экспозиции музеев Казанского кремля в большинстве своем предполагается создать по тематическому принципу, который характ ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru