В эпоху республики, особенно в V-II в.в. до н.э., храм – основной тип общественного здания. Он сложился постепенно в результате скрещивания преобладающих местных италийско – этрусских традиций с греческими, приспособленными к местным условиям. Строились круглые и четырёхугольные псевдопериптеры с входом лишь с главного фасада. Круглый храм – моноптер, состоял из цилиндрической основы, оркужённой колоннадой. Вход был по этрусскому обычаю с одной, торцевой стороны.
Круглый храм Сивиллы или Весты в Тиволи (I век до н.э.) под Римом, окружён коринфскими колоннами. Фриз украшен рельефами с изображением традиционного римского мотива – бычьих черепов, “букраниев”, с которых свисают тяжёлые гирлянды. Ордер в таких храмах отличался жёсткостью рисунка и суховатостью: колонны утратили присущую им в Греции пластичность. Греческий круглый периптер обычно имел ступенчатое основание и был рассчитан на круговое обозрение.
Храм Сивиллы в Тиволи, как и этрусские храмы, сочетает фронтальную строго симметричную продольную осевую композицию и круглую. Ось храма подчёркнута парадным входом с расположенными перед ним ступеньками, дверью и окнами. Массивное, со сводчатыми пролётами основание храма в Тиволи создаёт переход от каменного обрыва скалы, которую он живописно завершает, к изящной круглой ротонде коринфского ордера с лёгким фризом из гирлянд. Поднятый на высокое основание, гармоничный по пропорциям, со стройной и строгой колоннадой, наполненной светом, храм доминирует в пейзаже. Его спокойные гармоничные формы контрастируют с бурным каскадом водопада.
Прямоугольные римские храмы также отличались от ордерных греческих. Это видно на примере хорошо сохранившегося храма Фортуны Вирилис на Бычьем форуме в Риме (I в. до н.э.) – уникальный образец раннего завершения римского храма типа псевдопериптера с замкнутой фронтальной осевой композицией. Греческий периптер в ней расчленён на открытый со всех сторон глубокий передний портик и целлу, окружённую полуколоннами, сливающихся со стеной. Акцентируя главный фасад портиком со свободно стоящими колоннами и парадной лестницей входа, архитектор объединил его с замкнутой целлой ионическим ордером. У него тоже вход только с одной стороны, ионические колонны завершаются капителями скромного рисунка. Фронтон совершенно “негреческий”, без скульптур внутри его тимпана и с богатыми, строго вычерченными профилями.
Римско-дорический ордер от греческого аналога отличался более стройными пропорциями колонн, а также меньшей высотой антаблемента. В большинстве случаев колонны не имели каннелюр и опирались на базы. Поддерживающая часть карниза была более основательной, нередко в ней отсутствовали мутулы.
Римско-ионический ордер не столь разнится с греческим образцом, хотя в нем несколько усложнены некоторые детали (в частности, карниз).
Этрусский (тосканский) ордер имел деревянный антаблемент и мощные колонны.
Широкое распространение в Риме получил изобретённый греческими зодчими коринфский ордер. Его отличительными чертами являются стройные пропорции и множество декоративных элементов, украшающих капитель и карниз.
Статьи по теме:
Мотивации и события
Я размышляю о построении стратегий, о том, что это такое, как и где строятся стратегии. Стратегирование - это свойство сознания, качество мышления, и потому, чтобы научить человека построению стратегий необходимо что-то поменять в его соз ...
Богородская игрушка
Богородская резьба, богородская игрушка - русский народный промысел резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины). Нельзя не восхититься игрушкой мастеров древнего села Богородское, расположенного недалеко от Сер ...
История ЦУМа
История ЦУМа началась в 1857 году, когда два шотландских коммерсанта Эндрю Мюр и Арчибальд Мерилиз основали торговую компанию «Мюр и Мерилиз» в здании на Театральной площади. Здесь, на месте сегодняшнего ЦУМа, был создан крупный универсал ...