В период 1806-1812 годов имя Кашина становится особенно популярным в связи с сочинением двух историко-патриотических опер «Наталья, боярская дочь», «Ольга Прекрасная» и пролога «Боян, древний песнопевец славян» на тексты С.Н. Глинки. Музыка опер носит мужественный характер, в вокальных партиях появляются величавые, проникнутые достоинством интонации. «Какие трогательные арии, какие прекрасные дуэты, какие торжественные хоры - и все не переняты, всё ознаменовано чем-то отечественным, чем-то русским: -писал один из критиков. - Кашин -сочинитель музыки! Талант его давно известен любителям отечественных талантов».
Кашин - едва ли не самая яркая фигура в русской музыкально-общественной жизни эпохи Отечественной войны 1812 года. Его патриотические песни звучали в русской армии в годы наполеоновского нашествия; его национально-исторические оперы вызывали восторг публики накануне военных событий, а организованные им в Москве при участии крепостных музыкантов симфонические и хоровые концерты явились фактом большой исторической важности как свидетельство пробуждения национального самосознания русского народа.
Не только в России были чрезвычайно популярны его песни, но и за ее пределами. Итальянский композитор Джоаккино Россини использовал мотив гимна «Ликуй, Москва» на слова П.А. Корсакова в своей последней опере «Путешествие в Реймс» (1825). Один из персонажей оперы, русский генерал Либенсков, поет в ней патриотический гимн. «Что за русский гимн?» Граф поясняет, что эту песню он услышал, когда Александр I вернулся из Парижа в Санкт-Петербург в 1814 году.
В послевоенный период император Александр I совместно с министром духовных дел и просвещения А.Н. Голициным проводят ряд реформ в области музыкального просвещения. Преподаванием Кашин начал заниматься давно. Еще в 1791 году Даниил Никитич берется за дело организации музыкального образования. Совместно с иностранными музыкантами Герингом и братьями Барталоти он организовывает музыкальную школу для крепостных мальчиков. Школа работала в московском доме Бибикова на Пречистенке. По уровню и качеству обучения кашинская школа занимала высокое положение среди учреждений Москвы конца XVIII века. С 1800 года параллельно со школой Кашин приступает к работе в Императорском Московском университете. 35 лет неустанного творческого труда было отдано этому учебному заведению! Кашин сочинял хоровую и инструментальную музыку почти для каждого университетского торжественного собрания или акта, деятельно хлопотал насчет устройства концертов, дирижировал ученическим оркестром и хором, преподавал.
С середины 20-х годов Кашин на несколько лет отходит от публичных выступлений, от всего, что могло бы помешать ему сосредоточиться на подготовке издания трех сборников русских народных песен для одного голоса с фортепиано (1833-1834 гг.). «Вам, почтеннейшие соотечественники, - писал Кашин при выходе в свет первой тетради песен, - посвящаю песнопение нашей родины. Кому из русских не по сердцу оно? Долговременно почерпал я из обильного источника наши лучшие народные песни, богатые собственною неподражаемою музыкою; внимательно вслушивался в их гармонию и передал бумаге во всей простоте напева народного, без украшений, без вымыслов, всегда разрушающих истинное достоинство такового рода музыки».
Д.Н. Кашин скончался 8 декабря 1841 г. и был похоронен на кладбище Донского монастыря.
Статьи по теме:
Стиль
В 1915 году замечательный русский византолог Н. П. Кондаков впервые констатировал факт, что Боголюбская икона, этот «драгоценный, по строгости общего типа, памятник», клонится «к сожалению, к окончательному разрушению». Его слова имели ве ...
История ГУМа
Всё в России начинается с Красной площади. Уже в XV веке здесь был центр российской торговли. Со времен Ивана Грозного на площади в беспорядке устраивались самодельные купеческие лавки. В начале XIX века, после похода Наполеона, царь Алек ...
Культура повседневности в эпоху "оттепели"
Брусиловская Лилия Борисовна - культуролог, научный сотрудник Института национальных проблем образования Министерства общего и профессионального образования РФ.
Конец любой культурной парадигмы - это всегда конец Большого Стиля. На оттал ...