История садово-паркового искусства

Материалы о культуре » Образное содержание парковых композиций » История садово-паркового искусства

Страница 3

В СССР и других странах социализма главной линией развития Садово-паркового искусства является общественное парковое строительство. Особенно характерны для СССР типы парка культуры и отдыха (первым парком такого типа был Центральный парк культуры и отдыха им. М. Горького в Москве, 1935–41, архитектор А. В. Власов), которые стали важной частью системы озеленения советских городов и других населённых пунктов. Такого рода парки, рассчитанные на разнообразные виды активного и тихого отдыха различных демографических групп населения, все чаще возникают и в других социалистических странах (например, парк в Катовицах (ПНР)). Эти требования породили новые композиционные приёмы, основанные на функциональном зонировании территории, выявлении пространственной специфики таких объектов, как Зелёный театр в ЦПКиО им. М. Горького в Москве, стадион в Приморском парке Победы в Ленинграде, Певческое поле и эстрада в парке Кадриорг в Таллине, а также менее крупных сооружений типа городков аттракционов, читален, лекториев. Советское Садово-парковое искусство развивается и в процессе специализации парков и садов различного функционального назначения – детских, спортивных, выставочных, ботанических, зоологических, парков при мемориальных сооружениях и т. д. Например, торжественность, суровая монументальность отличают мемориальные парки Победы в Ленинграде, "сказочная" тематика, уменьшенные, "детские" масштабы определяют парк "Солнышко" в детском доме отдыха под Ленинградом и т. д. В парках, создаваемых на базе существующих лесных массивов (например, Голосеевский лес в Киеве, Вингис в Вильнюсе, Измайловский зелёный массив в Москве), мастера садово-паркового искусстваа стремятся раскрыть эстетические возможности лесной среды и включить в неё необходимые элементы благоустройства так, чтобы не разрушить сложившиеся экологические закономерности и придать ей максимальную художественную выразительность. В городах, расположенных в степной или полупустынной зоне, сады и парки, создаваемые нередко в неблагоприятных природно-климатических условиях, способствуют улучшению окружающей среды (такую роль сыграли, в частности, парк им. 20-летия ВЛКСМ в Караганде, городские парки в Душанбе и Ташкенте, где создана сеть крупных водных бассейнов).

Нередко парки занимают территории с крутыми уклонами, узкие горные долины и каньоны, что придаёт им большую живописность (Нагорный парк им. С. М. Кирова в Баку, парк на горе Мтацминда в Тбилиси и др.). Для большинства этих парков типичны сложные системы террас, лестниц и подпорных стен. В 60—70-х гг. в связи с размахом гидротехнического строительства и осушительных работ многие новые парки располагаются в ранее затапливавшихся паводками речных долинах, на островах, побережьях естественных и искусственных морей, а также водохранилищ ("Острова Юности" на Ангаре в Иркутске, Днепровский гидропарк в Киеве, Южно-приморский парк им. В. И. Ленина в Ленинграде). Ряд примечательных образцов советского Садово-паркового искусства связан и с восстановлением ландшафта на рекультивируемых землях. Это парки, созданные на отработанных карьерах кирпичных заводов (Московский парк Победы в Ленинграде) или на карьерах, связанных с добычей полезных ископаемых (например, Александровский парк в Орджоникидзе, УССР, парк культуры и отдыха в Кохтла-Ярве). Преобладающими в советском Садово-парковом искусстве 60–70-х гг. являются свободные пейзажные построения, основанные на художественной интерпретации естественных ландшафтов и включающие отдельные регулярно распланированные части. Среди крупнейших советских паркостроителей – В. И. Долганов, Л. И. Ильин, А. Я. Карр, М. П. Коржев, А. С. Никольский, М. И. Прохорова, Л. И. Рубцов.

Садово-парковое искусство, возникнув в эпоху рабовладельческого строя, непрерывно развивалось во времени, впитывая из каждого периода свои особенности: так утилитарность готического искусства полностью отразилась в ее парках, как и барочная пышность, и социальная направленность СССР. Можно сказать, что парк, как и любой другой вид искусства, точно характеризует направления времени, оставаясь неотъемлемой частью общественной жизни.

Страницы: 1 2 3 

Статьи по теме:

Французское ваяние XVIII столетия
Сила пластической передачи, старое французское качество, не изменило французам и в XVIII столетии. Нить предания не порвалась. Поколения даровитых скульпторов следовали одно за другим. Классицизм века Людовика XIV в скульптуре более ясно ...

Слово и образ – основа отечественной культуры
Значит бесконечно многое. Во-первых, необходимо осмысленно продолжить: "Слово было у Бога и Бог был Слово", и совершенное Слово творит мир и реализуется в материальное бытие ("И стал свет ."), а бытие требует совершенн ...

Об аскетизме русской иконы
Само собою разумеется, что это состояние выражает собою не прекращение жизни, а как раз наоборот, высшее ее напряжение и силу. Только сознанию безрелигиозному или поверхностному древнерусская икона может показаться безжизненною. Известная ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru