Всё в России начинается с Красной площади. Уже в XV веке здесь был центр российской торговли. Со времен Ивана Грозного на площади в беспорядке устраивались самодельные купеческие лавки. В начале XIX века, после похода Наполеона, царь Александр I указал облагородить этот пестрый рынок. По проекту архитектора Бове был выстроен фасад в стиле ампир, подражающий дворцам римской империи. Так возникло первое здание Верхних торговых рядов. Но, при всем своем великолепии, оно выполняло лишь функцию ширмы, скрывая тесные лабиринты рынка.
Но к концу XIX века столичная торговля вышла на мировой уровень, и колоннады прежних торговых рядов перестали отвечать требованиям времени.
Царским указом, на объединенные средства гильдии московских купцов начались работы по постройке новых верхних торговых рядов. Среди 23 работ, выставленных на архитектурный конкурс, победил самый смелый проект. Его авторами были архитектор А. Н. Померанцев и инженер В. Г. Шухов, который позже создал знаменитую радиобашню на улице Шаболовка в Москве. Три просторных пассажа «в европейском стиле» из стекла и металла, заключенные в традиционные «древнерусские» стены, стали для России того времени самым прогрессивным явлением.
Грандиозная стройка началась в 1890-м году и завершилась через 3 года. Так, в 1893 году, родился будущий ГУМ.
Новые торговые ряды составили славу русского купечества. Торговые ряды уже тогда с полным правом претендовали на принцип универсальности и предлагали покупателям образцовую инфраструктуру: услуги носильщиков, цирюльников, банкиров и почтальонов.
После Великой октябрьской революции в исторических интерьерах торговых рядов обосновались подведомственные организации. До начала 1950-х годов ГУМ оставался правительственным учреждением.
Датой второго рождения торгового дома можно считать 1953 год. В августе этого года советское правительство постановило реконструировать помещение на Красной площади. На ударную стройку были направлены производственные и рабочие силы со всего СССР. В рекордные сроки, уже в ноябре, здесь открылся первый и самый большой в советской России центр торговли — государственный универсальный магазин — ГУМ. «Магазин образцовой торговли» стал Меккой отечественных покупателей, собранием самых дефицитных товаров и символом столицы СССР наравне с Кремлем, мавзолеем Ленина и ВДНХ.
В начале 90-х в стране изменились экономические реалии. Вместе с ними изменилась и торговая политика ГУМа. Преобладающую часть площади на условиях аренды заняли самостоятельные магазины. Сегодня на 80 000 квадратных метрах территории покупателям предлагается исчерпывающий список товаров: от именной дизайнерской одежды и драгоценностей до ежедневных бытовых товаров. Ассортимент предложения большой: ведущие спортивные марки (Adidas, Reebok, Nike, Puma), популярные производители повседневной одежды и обуви (CK, Levi's, Ecco), бренды luxury-класса (Louis Vuitton, Christian Dior, Chaumet и др.). Одежда, обувь, белье, домашний текстиль, ювелирные украшения, меха, посуда… ГУМ утратил централизацию, но сохранил принцип универсальности.
Но ГУМ — не просто магазин, в котором можно купить практически всё. Это целый торговый квартал, в котором есть и аптека, и филиал банка, и магазин цветов… Это памятник архитектуры. Это комфортная зона отдыха с ресторанами и кафе. Это художественная галерея и место проведения культурных мероприятий. Это неотъемлемая часть российской истории и must see для гостей столицы.
Не останавливаясь на достигнутом, ГУМ продолжает развиваться. Сегодня на месте образца постсоветской торговли формируется универсальный торгово-развлекательный комплекс, способный объединить прогрессивную современность и славную историю. ГУМ не будет магазином «для богатых», не будет «для бедных». Он будет универмагом для людей, готовых жить в развивающемся обществе «потребления с человеческим лицом».
Совершенствуется внутреннее пространство. Восстановлен легендарный Демонстрационный зал, вошедший в историю отечественного кинематографа. В его оригинальных интерьерах планируется проводить культурные мероприятия и светские собрания. В афише ГУМа — художественные экспозиции и яркие презентации. На внешнем фасаде реализован уникальный проект иллюминации: архитектурные элементы здания подчеркнуты линиями электрических лампочек. Проект обновленного дизайна предполагает реорганизацию пассажей в стиле палаццо: эффектная система освещения, мозаичный пол, живые зеленые растения. ГУМ станет центром досуга, претендующим на статус арт-пространства.
Статьи по теме:
Русский пейзажный жанр конца XVIII в
Мастером акварельного пейзажа, запечатлевшим виды Кавказа, Крыма, Бессарабии, Украины, был Михаил Матвеевич Иванов (1748–1823). Во многих его картинах пейзаж – составная часть батальных сцен. Служа в штабе Г. Потемкина, он изображал места ...
Собственный стиль - Суримоно
1793 и 1794 стали переломными годами в карьере Хокусая. Художник отказался потворствовать вкусам тогдашней публики, требующей привычных работ в жанре укиё-э, стал вырабатывать свой собственный стиль, почерпнув некоторые приемы японских шк ...
О фактуре масляной живописи
Понятие фактуры в живописи имеет двоякое толкование. Можно с огромным мастерством передать в картине переливы шелка, глубину матовой поверхности бархата, блеск стекла и металла - то есть внешний облик этих предметов. Однако с такой фактур ...