Сеть магазинов Ikea, являясь по сути своей торговой организацией с разветвленной сетью точек по всему миру, позиционирует себя больше как выставочное пространство. В действительности, на мой взгляд, эта позиция имеет право на существование, поскольку интерьер магазинов представлен таким образом, что покупатель, решая, что ему приобрести, уже видит готовый вариант, например такой, как представлен на фото: мы видим, что в помещении, в данном случае спальной, все представлено таким образом, буд-то сам хозяин (или хозяйка) только что ненадолго отлучились, приглушенный вечерний свет, кипа журналов, полки, уставленные книгами, одна из которых открыта на нужной странице, будильник, мягкий коврик на полу, небрежно сдвинутые подушки, словно хозяева только что собрались на них уютно устроиться и провести приятные часы за чтением перед сном. Нет четкой упорядоченности, которая обычно редко наблюдается дома – например книги в книжном шкафу уложены по-разному, некоторые не поместились в самом шкафу и их разместили сверху.
Попадая в такой интерьер, сложно избавиться от ощущения, что ты находишься дома, а не в магазине, при этом, всё представленное здесь имеет свою цену, все это можно приобрести и соорудить что-то похожее у себя.
И, не останавливаясь подробно на всех типах интерьеров, представленных в магазинах Ikea, отметим лишь, что их великое множество
– это и гостиные, и кухни, столовые, ванные комнаты, даже кладовки, мастерские, и подсобные помещения. Казалось бы, Ikea продумала всё - даже для старенького балкона можно придумать замечательный интерьер. Почему я считаю, что организация торгового пространства в данной торговой сети сродни рыночной?
Как было подробно рассмотрено в соответствующей главе, создание экспозиции выставки состоит из ряда этапов, а именно -
· подготовительный, начальный этап, когда определяется объект музеефикации, формируются основные принципы, ведущие идеи музея.
Что происходит в исследуемом нами пространстве магазина – преследуя совершенно иные цели, чем музеи, организаторы данного процесса, по сути, делают то же самое - имеющееся пространство готовят для предстоящей экспозиции, с целью, соответственно, повышения продаж.
· второй теоретический этап формирования и определения целей и задач музея, подготовка научной документации, создание концепции, разработка тематического плана, расширенной экспозиционной тематической структуры экспозиции, подбор, комплектование экспонатов, выявление материалов, исследование, датировка и другая обработка экспонатов, работа над проектом музея
На втором этапе – ситуация схожая – для того, чтобы создать интерьер или полную иллюзию того или иного пространства в рамках магазина, приходится заниматься подборкой соответствующего материала - в данном случае мебели, книг, светового решения, постельных принадлежностей, ковровых покрытий, поверхности пола и т.п.
· практическая реализация идейного замысла проекта музея.
И конечный этап, это то- что уже видят покупатели, т.е. создание музейной экспозиции или композиции внутри магазина, в данном случае одного из представленных видов интерьера в Ikea, проходит практически одни и те же этапы. Хотя и преследуются при этом различные цели – музеи нацелены на воспитание эстетических, культурных традиций, а магазины при этом преследуют цели привлечения большего числа покупателей и как итог – повышение товарооборота компании.
Статьи по теме:
Айвазовский И.К. – основоположник маринизма
К концу первой половины 19 века в рамках русского романтического пейзажа выделилось еще одно течение - маринизм. Основоположником данного жанра в русской живописи был Иван Константинович Айвазовский. В 19 столетии морская стихия влекла к ...
Иконография
Икона Смоленской Божией Матери является наиболее точным и строгим выражением смысла иконографического типа Богородицы Одигитрии («Путеводительницы»). В самом названии «Одигитрии» заложена концепция богородичных икон в целом, или даже шире ...
Основная задача культурологии
Методология культурологии выделяет одну, основную задачу культурологии как отрасли научного знания - анализ процессов и тенденций социокультурной среды современности. ...