Александр Алексеевич Борисов (1866-1934) известен как первый живописец Арктики, исследователь полярных земель и общественный деятель, внесший значительный вклад в разработку вопросов транспортно-экономического освоения Севера. Его разносторонняя и плодотворная деятельность была одухотворена любовью к земле отцов, к Русскому Северу. Родился А. А. Борисов 2 (14) ноября 1866 года в деревне Глубокий Ручей Сольвычегодского уезда Вологодской губернии (ныне Красноборский район Архангельской области) в семье крестьянина.
Мальчиком он был отправлен "по обету" в Соловецкий монастырь, где его художественные способности были замечены и он был определен учеником в иконописную мастерскую. Благодаря поддержке меценатов Борисов поступает в рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге, а затем и в Академию художеств. Здесь, занимаясь под руководством таких мастеров, как И. И. Шишкин и А. И. Куинджи. Александр Борисов формируется как самобытный и оригинальный художник. Полярные земли и моря, арктические пейзажи захватили воображение художника еще в юности. "Крайний Север с его мрачной и таинственной природой, с его вечными льдами и почти бессменной ночью всегда привлекал меня к себе. Северянин по душе и по рождению, я всю жизнь с ранней юности только и мечтал о том, чтобы отправиться туда, вверх за пределы Архангельской губернии", - писал позднее А. А. Борисов. Первое путешествие по Северу России и Кольскому полуострову юный художник совершил еще будучи студентом, сопровождая в качестве рисовальщика и фотографа министра финансов С. Ю. Витте в 1834 году. Весну и лето 1896 года Борисов, уже по собственной инициативе, проводит на побережье Белого и Баренцева морей, а затем, в составе экспедиции Казанского университета, посещает Новую Землю. Из этой поездки он привёз около 150 этюдов, часть которых экспонировалась в 1897 году на академической выставке в Петербурге. Эти работы вызвали восхищение В. М. Васнецова, одобрительные отзывы В. В. Стасова. А И. Е. Репин так отозвался о работах молодого художника: "Это все превосходные и верные, как зеркало, картинки, строго нарисованные и необыкновенно правдиво написанные. В них ярко выразилась любовь этого русского Нансена к черной воде океана с белыми льдинами, свежесть и глубина северных тонов, то мрачных, то озаренных резким светом низкого солнца. Горы, наполовину покрытые снегом во время самого жаркого лета, берега, дали, лодки, самоеды в оленьих шкурах . - всё это дышит у него особенной красотой Ледовитого океана и производит впечатление живой правды".
Владелец знаменитой картинной галереи П. М Третьяков приобретает для своей коллекции работы А. Борисова на крупную по тем временам сумму - 8 тыс. рублей.
Получив 11 ноября 1898 года академический диплом, художник тотчас же начинает подготовку к новой продолжительной экспедиции на Крайний Север. По заказу Борисова было построено одномачтовое деревянное судно "Мечта" водоизмещением 40 тонн, а на Новую Землю был перевезён просторный жилой дом. Дом бил собран и установлен на берегу Поморской губы - там, где экспедиция предполагала провести зимовку. В 1900 году А. А. Борисов и восемь его спутников отправились на Новую Землю. Экспедиция длилась четырнадцать месяцев, и за это время Борисову и его товарищам пришлось перенести немало лишений; лишь благодаря счастливой случайности они избежали грозившей им гибели. Организуя экспедиции на Север, Борисов ставил перед собой не только художественные, но и научно-практические цели. В 1897 году он писал П. П. Семёнову, возглавлявшему Русское Географическое общество: "Я предполагаю исследовать восточное побережье Новой Земли к северу от Маточкина Шара и составить подробную карту этих мест, ныне обозначенных на карте лишь пунктиром. Я хочу послужить науке, насколько позволяют умение и силы". В апреле 1901 года, успешно завершив зимовку, Борисов с двумя помощниками на собачьих упряжках отправились из губы Поморской на карскую сторону Новой Земли. В течение ста шести дней они обследовали и наносили на карту берега заливов Чекина, Незнаемый и Медвежий, давая бухтам, проливам, горным вершинам и мысам имени художников, ученых, людей, способствовавших освоению Севера. Кроме того, путешественники вели метеорологические наблюдения, собирали геологические, ботанические и зоологические коллекции. Одним из главных результатов экспедиции стали сотни эскизов и этюдов, послуживших темой монументальных полотен, созданных Борисовым по возвращении с Новой Земли. Работы художника, экспонировавшиеся на весенних Петербургских выставках 1900 - 1905 гг. привлекли внимание ценителей искусства не только в России, но и за рубежом. В 1902 году по приглашению Венского общества художников А. А. Борисов устраивает выстилку в столице Австрии. Шумный успех работ Борисова, названных венским профессором Ланглем "гениально правдивыми", открыл перед ними двери выставочных залов Праги и Берлина, Гамбурга, Кельна, Дюссельдорфа и Парижа. Французское правительство наградило художника орденом Почётного легиона. Однако прием, оказанный Борисову в 1907 году в Лондоне, превзошёл ожидания даже самых больших доброжелателей художника. Выставку в Лондоне посетил знаменитый полярный исследователь Фритьоф Нансен, вручивший Борисову от имени правительств Швеции и Норвегии орден Св. Олафа. А Британское правительство наградило художника орденом Бани.
Статьи по теме:
Эллинистический период
Время эллинизма в его наиболее отчетливом выражении – III-I вв. До н.э. Главенствующая черта эллинизма в политическом плане: на смену малым государствам-полисам с республиканской формой правления приходят крупные монархии с их деспотическ ...
Культура гомеровского периода
Следующий период греческой истории обычно называют гомеровским — по имени великого Гомера. Его прекрасные поэмы "Илиада и "Одиссея", созданные в конце VIII в. до н.э., — важнейший источник информации об этом времени. Они ра ...
Стиль
По словам Н.П. Кондакова, одним из первых посмотревшего на чудотворный образ с научной точки зрения, «Иверская икона из всех чтимых икон Богоматери может наиболее по праву быть относима к иконоборческой эпохе». В подтверждение своей датир ...