К другой известной и широко почитаемой в Сибири еще в дореволюционное время картине "Озеро горных духов" Гуркин шел через длинный ряд работ. Один из первых по времени создания в этом ряду - пейзаж "Озеро в Лаже" (1907) с его ясной умиротворенностью. Затем можно назвать серию полотен, изображающих одно и то же озеро Каракол, но с разными названиями: "Ледоход" (1909) из Томского музея - большое, решенное в традициях академической живописи полотно; "Озеро Каракол" (1915) -- меньшего формата из Барнаула. Интересен в этом ряду образ величавого и всегда несколько сурового Телецкого озера, воспетого художником. Завершением серии, творческим взлетом Гуркина явилось его полотно "Озеро горных духов".
Картина "Озеро горных духов" (алтайское название "Дены-дер") стала еще при жизни художника широко известной. Смысловое толкование народного понятия "Озера горных духов" дал в каталоге выставки 1910 года сам автор словами:
"Любимое место горных духов, куда редко может проникнуть человек, а потому оно чистое, неоскверненное: по верованию алтайцев, таковыми могут быть только алтайские озера, окруженные высокими скалами с вечным спутником - снегом, льдом и туманами".
Мысль о первозданности высокогорной алтайской природы высказывал и барнаульский поэт И. И. Тачалов:
"Там природа удивляет своей опрятностью. Тут все чисто и непорочно. Перед таким пейзажем останавливаешься с благоговением, точно перед иконой, и наслаждаешься равновесием, которое устанавливается в душе".
Подтверждение мысли об особом впечатлении, вызываемом картиной "Озеро горных духов", находим мы и в словах Г. Н. Потанина, который считает чувство, вызываемое картиной, близким к "душевному равновесию". И тут же в статье, развивая мысль об обожествлении и одухотворении природы у многих восточных народов, ученый дает истолкование самому понятию "дены-дер", которые помогают проникнуть в замысел художника:
"Алтайцы различают дены-дер и алыс-дер. Алые - мифическое место, где вечно царит мучительный полумрак, где никогда не бывает солнца; там обитают злые духи, там любимое место злого Эрлика. В противоположность алысу местность дены представляется чистою, неоскверненною. Журналист А. В. Адрианов писал, что в этой картине художник ближе всего подошел к своему желанию "представить голубой Алтай в том виде, как он и как его понимают алтайцы. Ведь они его представляют живым, говорящим и смотрящим".
Ныне существует другая трактовка картины "Дены-дер". Она исходит из мнения, что художник отобразил в своем полотне местность, связанную у алтайцев с обитанием злых духов. Эта версия подсказала рассказом И. А. Ефремова "Озеро горных духов".
В нем повествуется о художнике по фамилии Чоросов и упоминается о картине "Озеро горных духов". Историю создания картины писатель связывает с таинственными событиями, якобы происходившими у этого озера. И объясняет их далее воздействием ртутных паров на путешественников, проникавших в эту местность. И. А. Ефремов познакомился с Гуркиным в 1930-е годы во время своего путешествия по Алтаю.
Статьи по теме:
Сад чайной церемонии
Созданием этих садов чаще всего занимались монахи в монастырях, т.к. далеко не все японцы могли себе позволить развести чайный сад на своём участке земли. Идея такого садика дошла до нашего времени не только в качестве современного народн ...
Дидактический эпос Гесиода
Эпос Гесиода по содержанию, характеру, направленности отличен от гомеровского. Его называют дидактическим, т.е. поучительным. Он ставил целью в наглядной стихотворной форме донести определенные воззрения, преподать мораль.
Поэма Гесиода ...
Среднеитальянская живопись XVI столетия
С тех пор как флорентиец Леонардо да Винчи разбудил дремлющие силы живописи, она во всей Италии сознательно шла к той цели, чтобы заставить картину жить более полной действительной жизнью и в то же время быть более совершенным отражением ...