Живописная манера художника

Материалы о культуре » Анализ картины "Озеро горных духов" Г.И. Гуркина » Живописная манера художника

Страница 1

К середине 90-х годов складывается характерная для художника живописная техника: широкая первая пропись и по ней легкие, мелкие мазки, дающие тонкие переходы от одного цвета к другому, гладкая обработка живописного слоя, лессировки. Так возникает та прозрачность письма, которую отметил А. В. Луначарский словами, " .замечательные по тонкости живописи, прямо-таки драгоценные по краскам пейзажи".

В построении живописного полотна все (панорамность, композиции, соблюдение последовательности планов, мастерство линейной композиции, светотеневое решение) говорит о том, что художник идет от традиции русской классической школы пейзажа.

Как уроженец этого горного края, Г. И. Гуркин верно чувствовал большую прозрачность алтайских далей, светоносность пейзажа голубого Алтая. Он сумел это передать в своих полотнах.

В то же время уже к концу 10-х годов сказалось национальное своеобразие в творчестве Г. И. Гуркина. Это, прежде всего национальное художественное мышление. Более ярко эта особенность проявилась в восприятии природы глазами алтайца, в его восхищении величавостью мироздания, сливающемся с преклонением перед суровостью края.

Это именно то этическое значение "культа горы", которое отмечали современники художника уже при знакомстве с первым вариантом Хан-Алтая. Национальный характер восприятия отразился также в истинно народном понимании красоты и мощи родной природы.

Облагораживающее и очищающее душу человека чувство преклонения перед природой ярко выражено в другой значительнейшей картине Г. И. Гуркина -- Озеро горных духов (по-алтайски "Дены-Дер", 1910). Но если "Хан-Алтай" поражал своей суровостью, не лишенной драматизма, то "Озеро горных духов" при всей панорамности композиции отличается лиризмом и гармоничностью всех компонентов полотна.

Творческий путь художника в 20-30-е годы тесно связан с социалистической новью Алтая. Это отразилось и в новизне художественных образов и в тематике его работ. Наряду с пейзажем он начинает работать над портретом, тематической и исторической картинами.

К середине 20-х годов им были подготовлены эскизы к ряду жанровых работ, сюжеты которых диктовались новой действительностью. Это эскизы Собрание колхозников, Слушают газету, Будущее Алтая. Создан ряд портретов о новых людях Алтая - Делегатка, Пионерка. Смелые и открытые лица, чувство достоинства отражены в них. Живописные портреты молодых алтайцев дополняют галерею современников художника.

Г. И. Гуркин, как и А. О. Никулин, одним из первых художников на Алтае обращается к исторической картине. Главное место в этом жанре заняла тема партизанского движения.

Уже во время его пребывания в Туве и Монголии были сделаны зарисовки эпизодов гражданской войны, портреты партизан. Вначале были лишь карандашные наброски, потом живописные этюды и, наконец, эскизы. Это "Объединение", показывающее слияние регулярных частей Красной Армии и партизанских отрядов Горного Алтая, Алтайские партизаны.

Эскизами, посвященными этой теме, заполнен альбом Г. И. Гуркина (1937). Здесь много работ, рассказывающих о партизанском движении на Алтае. Но решение их значительно отличается от предыдущих. Эскизы лишаются жанрового характера, пейзаж уже не превалирует над изображением людей, все компоненты подчиняются главной идее. События тех лет стали мыслиться автором как эпопея народная, как явление, вовлекшее в свою сферу людей разной национальности, разных судеб и характеров. К решению этой мысли он подходит в эскизах Спускаются с гор, Засада, Партизаны, За власть Советов. Приходится только сожалеть, что замысел художника не был доведен до конца.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Прецедентный текст как средство отражения национальной культуры
В каждой культуре существуют собственные правила ведения разговора, собственные стереотипы и универсальные концепты; язык-это путь, по которому мы проникаем в менталитет нации. "Язык - мощное общественное оружие, формирующее поток в ...

Философия
В XVIIв. господствующим становится новый тип мироощущения, для которого Бытие — динамичное, изменяющееся, сталкивающееся, драматичное. Такой тип мышления, который видит в самом фундаменте вещей противоречие, разорванность, коллизию, а не ...

Классификация парков
Ботанические парки и сады представляют собой научно-исследовательские и культурно-просветительные учреждения, в которых изучают отечественную и мировую флору для обогащения сельского и лесного хозяйства, садоводства, зеленого строительств ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru