ческие, любимые героини - нимфы, вакханки, Дианы, Венеры. Новые ве-
яния проникли в Академию. Аллегории, темы исторические, мифологи-
ческие, жанровые - все это темы любви. Портрет и пейзаж - не слу-
чайно очень важные в эту эпоху жанры. За легкомыслием, остроумием
и насмешливой иронией рококо были и раздумья о судьбе человека, о
смысле существования. Рококо имеет право на существование как
стиль уже и потому, что оно дало новые грани, новое развитие выра-
зительным средствам искусства.
Предвестием этого направления в искусстве, но и явлением зна-
чительно более глубоким, не укладывающимся в рамки какого-то одно-
го направления, был художник Жан Антуан Ватто, создавший в искусс-
тве свой, неповторимый образ. Ватто нашел себя, свою тему, когда
приехал в Париж: это так называемые галантные празднества - арис-
тократическое общество в парке, музицирующие, танцующие, праздное;
живопись, в которой как будто нет ни действия, ни сюжета, - сцены
беспечной жизни, переданные с утонченной грацией. Все это увидено
как бы со стороны тонким, чуть ироничным наблюдателем с налетом
меланхолии и грусти. Колорит Ватто - одно из сильнейших качеств
его дарования - построен на тонких нюансах серых, коричневых,
бледно-сиреневых, желто-розовых тонов. В картинах Ватто никогда
нет чистого тона. Как в цвете даны все тончайшие оттенки любовного
чувства. В 1717 году художник создал одно из самых больших произ-
ведений "Паломничество на остров Цитеру". В этой картине отражена
тончайшая палитра чувств, которая прежде всего создана самим цве-
том. Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. Театральность
характерна для всего искусства XVШ в., и для Ватто особенно. Он не
скрывает театрального приема в композиции. Искусство театра не
только было модно в век Ватто, театром была вся жизнь общества,
которое пишет художник. Ватто вообще очень близко знал актерский
быт и не раз писал актеров итальянской и французской комедии. Де-
лакруа называл технику Ватто изумительной, объединившей Фландрию и
Венецию. В самом конце жизни Ватто создал свою последнюю работу -
это вывеска антикварной лавки, которая так и называется "Лавка
Жерсена". В ней он возможно хотел показать, как быстротечна "слава
мира", как коротка власть и сама жизнь, а вечно лишь одно искусство.
Подлинным представителем французского рококо стал Франсуа Буше,
ибо в его искусстве гедонизм рококо, доходящий до фривольности, пре-
небрежение к конструктивному, рациональному, разумному, как и вся
утонченная культура "рокайльного языка", выразилось в полной мере.
Буше был истинным сыном своего века, все умевшим делать сам
от панно для отелей до эскизов на костюмах. И все это - галантные
празднества, пастушеские идилии, мифологические, жанровые, религи-
озные темы - разыграно, как современная ему пастораль, все выража-
ет откровенно-чувственное наслаждение жизнью, во всем царствует
бело-розовая героиня - богиня Флора. Типичные сюжеты - "Триумф Ве-
неры" или "Туалет Венеры", "Купанье Дианы и т.д.
Уже будучи знаменитым художником, Буше становится объектом
жесточайших нападок теоретика эстетических идей Просвещения Дидро,
видевшего в нем яркое порождение всего, с чем боролись просветите-
ли, но не отказывающего ему в высоком профессионализме.
Просвещение как мощное идейное движение, начавшееся в Англии,
формируется во Франции с 40-х годов XVШ в. Монтескье, Вольтер,
Гольбах, Руссо происходили из разных слоев общества, но отношение
к старому режиму, несостоятельность которого была для них очевид-
на, требование равенства, оценки человека по заслугам личности, а
не по сословным привилегиям объединили мыслящих людей Франции. Так
во Франции началась эпоха Просвещения, определенные нравственные,
этические и эстетические принципы которого направили искусство в
новое русло.
Раскопки античных городов, некогда погибших под лавой вулкана,
работы немецкого ученого Винкельмана его вышедшая в начале 60-х
годов "История искусства древних" изменили эстетические идеалы,
вкусы, требования.
Образцом для подражания становится теперь не Рим, который был
идеалом для художников Ренессанса и классицистов XVП в., а Эллада,
ибо в греческом искусстве больше тепла, задушевности, поэтичности.
стилизация греческого искусства окрашена романтическим чувством. В
моду входит английский ландшафтный парк, с виду не тронутый рукой
человека, полная противоположность французскому регулярному. Кра-
сота образа складывалась из простоты и ясности пропорциональных
Статьи по теме:
Футуристические тенденции в искусстве перформанса
Мы живы острым и мгновенным, -
Наш избалованный каприз:
Быть ледяным, но вдохновенным,
И что ни слово - то сюрприз.
И. Северянин
Конец прошлого ХIХ века, как и конец ХХ века был охвачен поисками нового искусства, объят духовными мета ...
Память о просветителях как фактор культурного единения славян и
международного общения
Почитание святых Кирилла и Мефодия в славянском мире практически современно их миссии среди славян. Прежде всего, оно сложилось в окружении их непосредственных учеников и последователей. Так, жизнеописание Философа создано до 880 г., а жи ...
Перестройка ворот
В 1824 году, когда исполнилось десять лет со времени встречи гвардии, величественный облик ворот уже не соответствовал их действительному состоянию. Они постепенно приходили в негодное состояние и своим видом уже не отвечали тому назначен ...