Как уже отмечалось ранее наиболее полно телесность и пластичность были выражены в таких видах искусства как архитектура и скульптура.
Математические расчеты сооружаемых храмов соотносились с человеческим телом. При всяких сооружениях основные меры древние заимствуют от человеческого тела: пальцы, ладони, стопы, локти и т.д. Мужественная дорическая колонна уподобляется фигуре мужчины – физически сильного, твердо стоящего на земле, не требующего никаких украшений и прекрасного уже физическим совершенством, стройная ионическая колонна сравнивается с фигурой женщины, утонченной и нарядной. Колонна украшена орнаментом в виде листьев в пальмы или лотоса с завитками-волютами, аккуратными и симметричными как прическа гречанки. И углубления на ионической колонне тоньше и богаче, чем на дорической. Коринфская колонна создана, как полагает Витрувий, в «Подражание девичьей грации».
Преддверием античной культуры является так называемая эгейская культура – архитектура, скульптура и росписи Крита, Микен, Тиринфа. Знаменитый Кносский дворец на Крите, занимавший площадь 16 тыс. кв. м., своей архитектурой превосходил главную идею античности – при всей своей величественности, он не подавляет человека, а выступает соразмерно ему. Фрески дворца свидедельствуют о том, что герой этого искусства – человек, его впечатления от окружающей жизни кладутся в основу изображения пейзажа и животных.
«В период арзаики (VII – VI вв. до н.э.) греческая архитектура вступает в новый этап, прославившаяся в веках. Особе распространение получают храмовые сооружения: олимпийским богам, их прекрасным статуям воздвигаются величественные и роскошные жилища. Можно представить общее впечатление от храма почитаемого бога, если добавить что раскрашивался он в синий и красный цвета».
Центром античной культуры периода классики стали Афины. В них были собраны блестящие достижения общественной мысли и художественной деятельности. Афинское государство заботилось о культурной жизни своих граждан, представляя им возможность участвовать в праздничествах и посещать театр.
Афины V века поражают размахом монументального строительства. Менее чем за два десятилетия, были воздвигнуты Парфенон, Пропелеи, небольшой храм Афины Победительницы. Создателям Парфенона Иктину и Калликрату удалось достичь подлинной гармонии и совершенства. Акрополь, возвышаясь, господствовал над городом, и в период классики он стал дорогим для граждан символом демократически свободного государства.
Рост индивидуализма в конце V века до н.э. характеризует греческую культуру в целом. Тяжелые испытания (война со Спартой, эпидемия чумы) разрушают старые представления, рождается новое отношение к миру, который не казался уже простым и ясным. Теперь не гражданин – коллективист, а человек индивидуальный и неповторимый выступает идеалом. Начинается процесс формирования новых культурных ценностей. Внимание ко всему единичному и особенному усложняет и художественные образы.
Новые традиции сказываются даже в архитектуре – искусстве, отражающем мир, как известно, опосредовано. Вот почему Эрехтейон (конец V века) - храм Афины, Посейдона и Эрехтея в Акрополе – всем своим обликом отличен от простого в восприятии Парфенона. Эрехтейон сложен и ассиметричен, его нужно обойти кругом, чтобы воспринять архитектурные формы.
Искусство эллинизма (приблезительные хронологические рамки эллинизма III век до н.э. и последние десятилетия I века до н.э.) характеризуются исключительно интенсивным развитием всех художественных форм, связанных как с греческим так и с «варварскими» принципами культуры. Границы, замыкавшие кругозор греков – гражданина полиса, снимаются, формируется незнакомое «чувство мировых просторов». Мир был новый, лишенный гармонии, необходимо было понять и выразить его в художественных формах.
Бурно развивается архитектура, во многом связанная со стремлением правителей прославить мощь свих государств в архитектурных памятниках и строительстве новых городов. Расцветают виды искусств, связанные с украшением зданий – мозаика, декоративная скульптура, расписная керамика.
Статьи по теме:
Социальные представления о поп-музыке у студенческой аудитории
Изучение социальных представлений о поп-музыке у молодежной слушательской аудитории представляется важным в плане общего исследования социально-психологических вопросов восприятия музыки. Актуальность обозначенного исследования обусловлен ...
Наследие Древнего Китая
История Китая насчитывает, по крайней мере, семь тысячелетий, начиная с периода развитого неолита. Почти треть ее занимает эпоха древнекитайской цивилизации. Ее начало относят к рубежу III-II тысячелетий до н.э. Концом ее считают крушени ...
Крестьянская серия
Под "подражанием иконе" Малевич имел в виду прежде всего этюды фресковой живописи. Однако по существу её традиции оказали влияние на тот жанр Малевича который он определял словом "трудовой". Взгляд Малевича на происхож ...