Петровский период

Материалы о культуре » Античная риторика и периоды ее становления в России » Петровский период

Как ни стремилось в течение XVII в. общество к созданию академии и заведению “школ”, настоящий перелом в содержании риторики смог произойти только с началом петровских преобразований. Создание основных рукописных риторик, читавшихся и переписывавшихся на протяжении всего XVIII в., удивительным образом сконцентрировано в период с конца XVII в. по 1710 г. В это время написаны “О риторической силе” Софрония Лихуда (пер. Козмы Афоноиверского) (1698 г.), Риторика Михаила Усачева (1699 г.), “Риторическая рука” Стефана Яворского (1698 г., пер. Федора Поликарпова — 1705 г.), несколько риторик Андрея Белобоцкого (до середины первого десятилетия XVII в.), Риторика Козмы Афоноиверского (1710 г.), Старообрядческая Риторика в 5-ти беседах (1706 - 1712 гг.). Каждое из этих сочинений имеет свои задачи и содержательно-стилистические особенности. Так, сочинение Софрония Лихуда “О риторической силе” вместе с богословскими толкованиями происхождения “слова” при необыкновенной стилевой выразительности охватывает все ситуации политической и семейной речи, ясно указывая, как надо развивать те или иные темы. Риторика Михаила Усачева тяжеловесна в толковании отдельных разделов, но оригинальна в объяснении вопросов обучения ритора: в “науке” человек сначала “удивляется”, а затем “в разум” принимает учение. Исключительно популярны были риторики Андрея Белобоцкого — прежде всего потому, что стремились к универсальной полноте в охвате описываемых предметов: люллианские сочинения претендовали на универсальное знание о любой вещи. В “Науке проповедей” Белобоцкого были изложены все компоненты содержания различных тем церковной речи, а в “Краткой риторике” объяснены основные богословские понятия (Бог, Богородица, пророки, ангелы, святые и т.д.). “Риторическая рука” Стефана Яворского оригинальна краткостью и выразительностью примеров, а в посвящении, адресованном И.А. Мусину-Пушкину, прославляются “учение”, Москва — “жилище муз” и, конечно, “московский орел” Петр Великий, насаждающий науки в своем отечестве. Вершиной риторической украшенности стала Риторика Козмы Афоноиверского, грека, изучившего славено-российский язык настолько, что во множестве его “прикладов» - примеров воплотились современные и исторические реалии русской жизни, были предложены ясные определения риторической терминологии. Наконец, обучение проповеднической речи ставила целью Риторика в 5-ти беседах, созданная в Выголексинском старообрядческом общежительстве — старообрядцы не только переработали терминологию современных им риторик, но и снабдили описание собственными идеологическими примерами. www.ektu.kz

Статьи по теме:

Шлифовка заготовки
Наносить краску лучше всего на гладкую отшлифованную поверхность. В особых случаях следует использовать также шпаклевку и грунтовку. Нанесение клея Клей на матрешке наносится в виде узора: на данном рисунке обводим бабочку. В будущем эт ...

Культура Древней Греции
Культура Древней Греции существовала с XXVIII в. до н.э. и до сер. II в. до н.э. Ее также называют "античной", чтобы отличить от других древних культур, а саму Древнюю Грецию - Элладой, поскольку так называли свою страну сами гр ...

Среднеитальянское зодчество XVI века
Грандиозность построек расцветшего в Риме высокого Ренессанса повлекла сама собой к укреплению стен и опор, к предпочтению куполов, бочковых сводов и столбов, а также к усилению и упрощению отдельных украшений. Рука об руку с этим шло бол ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru