В это время в жизни российского общества происходят прогрессивные перемены. Начинается царствование Александра I (Благоговейного). Общество живёт в ожидании реформ. М.М. Сперанский – выдающийся государственный деятель – готовит общий план преобразований России.
На этом оптимистическом фоне расцвет русской риторической мысли сопровождался становлением науки словесности, которая охватывала все филологические дисциплины. К этому периоду относятся работы следующих авторов:
· А.Ф. Мерзляков. Краткая риторика (1809),
· Н.Ф. Кошанский. Риторические труды. Общая риторика (1829).
· Частная риторика (1832),
· А.И. Галич. Теория красноречия (1830),
· В.Т. Плаксин. Учебный курс словесности (1843-1844),
· К.П. Зеленецкий. Риторические труды. Общая риторика (1849). Частная риторика (1849).
Итак, в начале XIX в. складывается представление о словесности как о комплексной науке:
· искусстве речи,
· совокупности филологических дисциплин,
· составе текстов данной культуры (напр., словесность русского народа).
Каждый из названных выше авторов предлагал свою концепцию новой науки – словесности.
Остановимся на концепции «словесных наук» замечательного педагога и теоретика риторики Н.Ф.Кошанского.
Н.Ф.Кошанский – профессор русской и латинской словесности Царскосельского лицея, где учился А.С.Пушкин. Служил в лицее с 1811 по 1828 год. Его лекцией «О преимуществах российского слова» открывались занятия в Лицее. По учебникам Н.Ф.Кошанского учились также несколько поколений учащихся. Так, его учебник латинской грамматики выдержал 11 изданий, «Общая риторика» - 10 изданий. Его модель словесности включает все науки, имеющие отношение к человеку.
· «сила ума» связывается с логикой. Многие риторики начинаются разбором основных логических терминов: понятие, суждение, умозаключение
· «дар слова» связывается со «словесными науками»: грамматикой, которая занимается «словами»; риторикой, которая занимается «мыслями»; поэзией, которая занимается «чувствованиями».
У Н.Ф.Кошанского предмет риторики – «изобретать, располагать и выражать мысли». Кошанский подчеркивает, что в новое время в России выделяется главный род красноречия – духовный. В других державах, например, в Англии и Франции, он отмечает активность политического и судебного красноречия. Вот как определяет Н.Ф.Кошанский ораторское искусство: «Ораторство – есть искусство даром живого слова действовать на разум, страсти и волю других».
Кошанский считал, что ораторство в кругу всех родов прозы занимает высшее место. Ораторство представляет собой изящное искусство, т.к. требует еще «произношения – языка действий».
Статьи по теме:
Искусство сталинского периода
"1920 - Гражданская война, грязь окопов, обозы с умершими от тифа не смогли убить в народе любовь к искусству. На завьюженных площадях ветер порушил первые панно, ставились монументы рабочих, ученым, идеям труда и свободы. Голод. Люд ...
Текст как единица речи
Текст - объединённая смысловой связью последовательность высказываний, основными свойствами которой являются самостоятельность, целенаправленность, связность и цельность.
Самостоятельность текста связана с его ограниченностью в пространс ...
Скандинавская архитектура XVI века
Важнейшими датскими усадьбами второй трети XVI века с упомянутым уже национальным характером являются Наккебёлле, Гесселагергор и Рюгор на Фюнене, Эгесков, Борребрю и Гиссельфельд в других местностях. Это суровые, окруженные водой кирпичн ...