Одним из ярких проявлений культурных традиций в Москве было развитие пись-менности и образованности. Даже простые горожане владели элементарной грамотнос-тью, а с именем купца Василия Ермолина связано составление одной из летописей(до него летописи писали только монахи). Достаточно образованными были канцеляр-ские служащие-дьяки, а посольские дьяки обязаны были знать европейские и восточ-ные языки. Появилась в Москве и бумага. Ранний памятник московской письменностиСийское Евангелие (1339 год) говорит о том, что складывалась особая московскаяшкола письма. Москвичи не были чужды наукам. При строительстве храмов и домов нужно былоделать довольно сложные рассчёты, применять рычаги. Элементарные знания приклад-ной физики и химии нужны были в литейном деле, в других ремёслах.
Большой инте-рес вызывали астрономические явления: кометы, затмения Солнца и Луны тщательнозаписывались летописцами. Сложные вычислительные таблицы составлялись для уста-новления дат церковных праздников. Исторические знания образованные люди получали в первую очередь из русскихлетописей. В Москве были составлены крупные памятники летописания, такие какСвод митрополита Киприана (1408 год), Свод митрополита Фотия (1418 год). В обобщающем памятнике летописания 15 века-Московском летописном своде 1480года подведены итоги собирания Руси вокруг Москвы и создания единого русскогогосударства. Интерес к истории других стран проявился в создании хронографа, вкотором впервые история Руси рассматривалась как часть всемирной истории.
В московской литературе наиболее распространённым был жанр житий (биогра-фии духовных и светских лиц, признанных христианской церковью святыми), но вмосковские летописи включались также повести, рассказывающие о крупнейших собы-тиях, подвигах и героях:"Повесть о тохтамышевом разорении", "Хождение Пимена вЦарьград", "Задонщина" и другие. В литературе и общественной мысли Москвы тоговремени встречаются элементы европейского возрождения, то есть возвращения к ис-токам античного искусства. Эти элементы нашли отражение и в архитектуре, преждевсего при строительстве новых зданий соборов московского Кремля.
Развитие живописи связано с творчеством величайшего иконописца древней РусиАндрея Рублёва. Будучи монахом, он учавствовал в росписи Благовещенского соборамосковского Кремля, создал прекраснейшую рукопись с миниатюрами "Евангелие Хит-рого", большую часть росписи Спасо-Андроньева монастыря. Одной единственной ико-ны "Троица" было бы достаточно для того, чтобы его имя стало бессмертным. В 14 веке на Руси появилась геральдика-оыормление княжеских, земельных и го-родских гербов. На гербе Москвы изображён скачущий всадник, поражающий копьёмдракона. Всадник на коне появился на княжеских печатях ещё во времена АлександраНевского. Это было изображение самого великого князя, но в руке у него был меч,а не копьё. После небольшого перерыва это изображение снова появилось и оконча-тельно утвердилось на эмблеме при Дмитрии Донском. Георгием победоносцем назвалимосковского всадника в первой половине 18 века.
Статьи по теме:
Французская живопись XVIII столетия
Влияние французской живописи XVIII века на вкус соседних стран было еще сильнее, чем влияние архитектуры и скульптуры. Рядом с академическим направлением, сохранившим за собой в монументальной живописи руководящую роль и лишь слегка затро ...
Экспозиционные приемы
Для оптимальной компоновки экспозиционных материалов в комплексах научный сотрудник вместе с художником выбирают экспозиционные приемы, то есть способы группировки экспозиционных материалов.
· выделение экспозиционных центров и ведущих э ...
Блаженны в русских церковно-певческих книгах
Песнопения, входящие в нотированные Октоих, Триодь и Обиход и определяемые в них термином "Блаженны", связаны с сюжетом о "благоразумном разбойнике", изложенном в апокрифическом "Исправлении о двою разбойнику" ...