Ничто так не отличает нынешнее поколение, как его поглощенность музыкой. Огромное число молодых людей от десяти до двадцати лет живет исключительно ею. Это их страсть. Ничто не возбуждает их так сильно. Они не способны всерьез воспринимать что-нибудь другое. В школе, институте или дома они только и ждут возможности подключиться к своей музыке.
Место и роль музыки в формировании общечеловеческих ценностей определяется многофункциональностью музыкального искусства. Так, в число важнейших функций музыки входит эвристическая, информационная, познавательная, коммуникативная, организаторская, эстетическая и др.
Музыкальная культура - это сложная социальная система, которая включает в себя часть художественной культуры данного общества и представляет совокупность накопленных обществом ценностей музыкального искусства, а также деятельность людей и соответствующих учреждений по производству, сохранению, распределению и потреблению этих ценностей.
Под музыкальной культурой личности подразумевается: во-первых, индивидуальный социально-художественный опыт, обусловливающий возникновение высоких музыкальных потребностей; во-вторых, свойства личности, показателями которых является музыкальная развитость (любовь к музыкальному искусству, эмоциональное ее восприятие, потребность в различных образцах художественной музыки, музыкальная наблюдательность) и музыкальная образованность (владение способами музыкальной деятельности, искусствоведческими знаниями, эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни, «открытость» к новым музыкальным направлениям, знаниям о современном искусстве, а также устойчивость музыкально-эстетических традиций, художественный вкус, критическое избирательное отношение к разнообразным музыкальным явлениям).
Целью данной работы является анализ музыкальной культуры в качестве фактора формирования общечеловеческих ценностей у современного студента в условиях трансформации общества. В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи: раскрыть место и роль музыкальной культуры в жизни молодежи от школьного возраста, до студенчества.
Музыкальные предпочтения молодежи
Основными социальными институтами, которые влияют на духовное развитие современной молодежи являются семья, школа, социум. Поэтому для понимания места и значения музыки в жизни современного студента, необходимо иметь представление о музыкальных вкусах и предпочтения школьника. Именно в раннем возрасте закладываются качества, которые, в последствии, определяют восприятие мира в целом и музыкальной культуры, в частности.
В информационную базу исследования вошли результаты авторских социологических исследований, проведенных на базе школ городов Казани, Набережные Челны, Нижнекамск, Лениногорск, а также школ сельской местности Республики Татарстан в период с 2002 по 2004 год. Выборочная совокупность составила 1200 человек. Из них: городских детей – 74,6%, сельских – 25, 4%. Распределение по национальности: татары – 49%, русские – 44,3%, другой национальности – 6,7%. Предельная ошибка репрезентативности составляет 5%.
Школьникам был задан вопрос: «Какую музыку предпочитают Ваши родители?» (см. табл. 1). Из приведенной таблицы видно, что родители предпочитают популярную и современную эстрадную музыку. Дома звучит музыка эстрадная, развлекательного характера, которая исполняется на эстраде, по радио, ТВ. Народную и классическую музыку родители отводят на второй план. Это свидетельствует о том, что необходимо искать новые пути в пропаганде лучших образцов народного и классического музыкального наследия. Важная роль в этом процессе на современном этапе принадлежит СМИ, средствам рекламы и PR (паблик рилейшнз).
Анализ отношения школьников к музыкальным жанрам подтверждает, что ведущее место у них занимает развлекательная музыка. Большинство опрошенных школьников привлекает рок-музыка – хип-хоп, поп, рэп и др. музыкальные направления. По их мнению, рок-музыка помогает поднять настроение, она легко запоминается, в ней бьется пульс нашего времени. Дети в младшем школьном возрасте предпочитают классическую музыку, потому что в начальных классах на уроках звучит много музыкальной классики (Бетховен, Шуман, Чайковский, Прокофьев, Кабалевский и др.).
С возрастом музыкальные приоритеты подростков меняются в сторону увлечения музыкой развлекательного характера (см. табл.2), поэтому необходимо преодолевать односторонность музыкальных предпочтений молодежи, т.е. «коэффициент однообразия». Повысить уровень культуры молодежи не может одна рок-культура. Необходимо разнообразие музыкальных направлений.
Из полученных данных, очевидно, что популярность рока (ему отдали предпочтение 45,2% респондентов всех возрастов) основывала на его способности прямого физиологического воздействия на эмоции слушателей.
На вопрос: «Ваши любимые виды искусства?» - школьники на первое место поставили кино (67,8%) и музыку (67,4%), на второе - литературу (23,6%), а на третье - театр (20,3%), далее - живопись (12%), архитектура (7,5%). Полученные нами результаты, что музыка сегодня обгоняет другие виды искусства по плотности функционирования, а следовательно, и по «объему» потребления, подтверждаются данными других социологов [1,2]. Доступность, широкое распространение музыки с помощью современных технических средств массовой коммуникации, эмоциональная выразительность музыкального языка создают благоприятные условия для освоения личностью музыкальных ценностей.
Восприятие происходит в процессе слушания музыки: все сочиняемые музыкальные произведения предназначаются для восприятия, и их дальнейшая судьба зависит от аудитории слушателей.
В среднем школьном возрасте (11-14 лет) на процесс музыкального восприятия влияет предшествующий музыкальный опыт, который зависит от качества прослушанного музыкального материала. Углубленная эмоциональная отзывчивость на музыку формируется позже и является характерной особенностью уже юношеского возраста, когда достигается определенная гармоничность восприятия и осмысления с достаточно разумными и самостоятельными оценочными суждениями. С возрастом у детей все больше проявляется различие в музыкальном восприятии в условиях систематического и целенаправленного музыкального воспитания.
Главным и определяющим фактором формирования общечеловеческих ценностей является музыкальный образовательный уровень. С его повышением возрастает общий культурный уровень личности, а также знание нотной грамоты. Отсюда и более высокий интерес детей к серьезной музыке. Другое дело, что само изучение нотной грамоты есть следствие повышенного интереса к музыке в целом. На вопрос: «Знаете ли Вы нотную грамоту?» - дети ответили следующим образом (см. табл. 3). Изучение нотной грамоты – один из действенных механизмов влияния музыкальной культуры на общую культуру, в том числе и на общечеловеческие ценности. Наше исследование показало, что дети, знающие нотную грамоту, предпочитают классическую музыку (46,4 %), и народную (43,0 %), а дети, которые не знают нотной грамоты (73,6%) (см. табл.3), предпочитают эстрадную музыку. Нотная грамота – это основа музыкальной культуры, она дает благоприятные условия для формирования и роста музыкальной образованности детей.
Хоровое пение, и прежде всего репертуар, является одним из основных механизмов, влияющих на формирование общечеловеческих ценностей молодежи. Прикосновение к бессмертным музыкальным произведениям, а тем более их активное художественное освоение, несет в себе эстетический заряд. По данным исследования - петь любят большинство подростков, особенно в младшем школьном возрасте (82,3%), потому что в этом возрасте они активны и с удовольствием участвуют в школьной самодеятельности и посещают музыкальные кружки.
Большое влияние на формирование общечеловеческих ценностей школьной молодежи имеет и самостоятельное приобщение к музыкальной культуре, которое переходит затем в самовоспитание. Самовоспитание как осознанное действие проявляется уже в подростковом возрасте. В качестве одной из форм самостоятельного приобщения школьников к серьезной музыке можно использовать записи (музыкальные дневники). Прослушивание и посещение концертов классической музыки способствует духовному обогащению подростка. По результатам данного исследования наибольший процент слушателей концертов симфонической, хоровой и другой классической музыки составляют дети в возрасте 7-10 лет (14,4%), затем с возрастом происходит изменение в сторону уменьшения их количества среди слушателей этой музыки.
Для определения потребностей школьной молодежи в музыке был задан вопрос: «Каково место музыки в Вашей жизни?». Подавляющее большинство (90 %) респондентов ответили: «Не представляю свою жизнь без музыки», и только 9,9 % - «Я ей мало уделяю внимания». Это подтверждает, что музыка глубоко проникла во внутренний мир каждого человека, независимо от его музыкальных предпочтений.
Решающую роль в формировании общечеловеческих ценностей, играет семья, отношение к музыке в семье. Пример родителей – основополагающий фактор влияния на подрастающее поколение. Озабоченность большинства семей в современной ситуации проблемой материального благополучия негативно сказывается на воспитании детей, но семья всегда оказывала и будет оказывать большое влияние на ребенка. На вопрос: «Кто влияет на Ваши взгляды в окружающем мире?» - 70 % детей ответили – «родители», 19 % - «школа», остальные назвали другие источники влияния (друзья, родственники и т.д.).
Определяющим направлением формирования общечеловеческих ценностей является народная музыка. Человечество донесло до нашего времени наиболее самобытные и талантливые произведения народного искусства. Яркие художественные образы, четкая композиция, изобразительные средства языка народных песен способствуют глубокому восприятию детьми нравственно-этических ценностей, отразивших представления народа о духовной красоте, культуре. Свои первые музыкальные переживания (по мнению педагогов) ребенок должен получать на родном языке. Идея добра и любви главенствует в народных произведениях. В настоящее время традиционная система обучения дополняется национально-региональным компонентом, который включает в себя родной язык, музыку, танцы. Татарский музыкальный фольклор является одним из средств формирования таких общечеловеческих ценностей как любовь к своему народу, эстетический вкус, физическое совершенство, жизнерадостность. Поэтому в Республике Татарстан большое внимание уделяется возрождению у школьной молодежи национальной музыкальной культуры.
Одним из направлений по формированию общечеловеческих ценностей является активность самих учащихся. Это посещение музыкальных концертов, самостоятельное прослушивание, участие в различных школьных и внешкольных мероприятиях.
Самыми активными зрителями концертов являются дети, которые предпочитают современную эстрадно-развлекательную музыку. Среди детей 7-10 лет их 29,3%; поп-рок музыку выбирают дети 11-14 лет – 34,5%; 33,3% - в возрасте 15-17 лет. Следует учитывать, что влияние малохудожественной музыкальной продукции, которой увлекаются школьники самостоятельно, есть неизбежное следствие недостатков в музыкальном просвещении и воспитании.
Для успешного духовного развития школьников педагоги сами должны хорошо разбираться в сфере музыкальных потребностей своих учеников. Только конкретное знание музыкальных привязанностей школьной молодежи, в том числе с помощью конкретных социологических исследований, может обеспечить успех в воспитании у них избирательного, критического отношения к различным течениям в музыке.
Статьи по теме:
Сергиевская матрешка
Промысел возник предположительно в XVII столетии и достиг расцвета на рубеже XVIII - XIX веков. Нет точных данных о времени создания в этом городке первой игрушки, но известно, что еще в XV веке при Троице-Сергиевом монастыре существовали ...
Римская архитектура
В первые века I тыс. до н.э. территорию Апеннинского полуострова населяли италийские индоевропейские племена, состоящие из нескольких этнических и языковых групп. На формирование ранней римской культуры наибольшее влияние оказали племена ...
Ганс Гольбейн Старший
Главными мастерами семьи живописцев Гольбейнов, процветавшей в Аугсбурге наряду с Бургкмайрами, были Ганс Гольбейн Старший (ум. в 1524 г.) и Ганс Гольбейн Младший (1497 – 1543); брат старшего Зигмунд и брат младшего Амвросий также были жи ...