Трансформация - это процесс приобретения обществом новых черт, соответствующих требованиям времени. Происходит изменения в жизненных стандартах, образцах поведения и потребностях. "Перемен, мы хотим перемен" звучало в популярной в 80-х годах песне, отражая настоятельную потребность в изменениях.
Какие у нас основания судить о сознании молодежи по музыке и текстам песен? Здесь возможны следующие доводы. Первый из них предлагают сами музыканты, оценивая свое творчество как "зеркало мира". В одноименной песне говорится: "Сущность явлений и лет вереница, лица друзей и маски врагов ясна, видны и не могут укрыться от взора поэта - владельца веков". Анализируя, что именно отражается в этом "зеркале", мы можем оценить какие явления и проблемы попадают в поле зрения молодежи и как они ею оцениваются. Музыканты осознанно стремятся выразить то, как они ощущают современность, откликнуться на возникающие социальные проблемы. В песне происходит опредмечивание духовного состояния людей. Реконструируя, распредмечивая результаты песенного творчества можно исследовать реалии сознания. Любительская песня менее всего подвержена редакторской выбраковке и поэтому более интересна для социолога. Песни прошедшие через мелкое сито музыкальных редакций средств массовых информации несут на себе отпечаток сознания не только художника, но и редактора. В этом случае значительно затрудняется процесс социальной интерпретации продуктов художественного творчества. Редактор и художник могут относиться к разным социальным и социально-демографическим группам. Песня, попавшая на радио или телевидение является, как бы результатом компромисса разных социально-художественных позиций. Поэтому самый благодатный материал для социологического исследования - неорганизованные, стихийные процессы. Надо подчеркнуть, что цели социолога и литературно-музыкального критика не вполне совпадают. Социолог избегаем оценок степени художественности текстов и музыки, литературных сравнений, советов и менторской позиции. Реконструкция реалий сознания требует отношения к фактам, как к суверенной данности. Итак, первый довод в пользу возможности вычленить элементы сознания молодежи с помощью песни заключается в отношении к ней как к художественно зашифрованной социальной позиции.
Следующий довод опирается на известное представление о том, что художественный образ обобщает социально типичное под видом индивидуального. Это суждение приложимо к именно художественным произведениям. На примере оценки творчества любительских групп особенно отчетливо видно, что литературно - художественная и музыкальная критика не является и не может быть абстрактной, а является выражением сознания определенной социальной или социально-демографической группы. Встречаются суждения, что некоторые формы молодежной культуры являются внеэстетическими. Это мнение, в частности, иногда относится к рок-музыке. Однако, молодежь, считая рок-песню своей, не видит оснований отказывать ей в художественности. В спорах о художественности следует отдавать себе отчет совпадают ли социально-эстетические позиции художника и критика. Если такого совпадения нет спор о художественности беспредметен. Точнее он переводится из плоскости собственно эстетической в плоскость социальную и даже политическую. В ситуации двоемыслия, которое было характерным для 70-х годов, наиболее адекватным духовным документом эпохи становились искренние монологи, в музыке находящие свое выражение в стиле рок. Это же относится и к "авторской песне", которая также стала политическим и социальным явлением и имела статус романтического протеста против лжи. Так получилось, что сознание поколения конца 70-х начала 80-х стремилось утвердиться и самовыразиться в любительской песне. Позже она приобрела другие функции, собственно музыкальные, не столь ярко социально-политические. В 70-е годы рок встретил жесткое противодействие со стороны официальной культуры и традиционалистов. Но неправомерно отказывать массовому искусству в его стремлении удовлетворять социально приемлемые потребности в эстетическом самовыражении. Именно рок в его масскультовых вариантах стал для огромного числа молодых людей едва ли не единственным окном в мир искусства, в эстетическую сферу. Неуместным снобизмом была попытка мерить одними мерками "повседневное" искусство и искусство "высокого стиля". Благодаря рок-музыке поколение 80-х имело свое лицо в музыкальной культуре повседневного спроса. Рок - многозначное явление. Вряд ли стоит относить все его разновидности в разряд неспециализированных видов искусства. Но специализированная, элитарная, профессиональная часть рока все же составляла в те времена лишь небольшую долю. Рок представлял собой форму приобщения отечественной культуры к современным западным стандартам. Рок - это средство вестернизации нашей культуры, придания ей современных космополитических черт. Долгое время рок вообще был только на английском языке даже в случае отечественного авторства. В конце 60-х и 70-х годы массовая музыка, ориентированная на молодежь избегала пользоваться русским языком. Опрос студентов в 1979 г. почему они предпочитают песни на иностранных языках, показал что: такие песни более выразительны, энергичны, эмоциональны. Музыка и мода - это первые бреши в железном занавесе советской культуры. Плацдарм, завоеванный музыкой, мог затем расшириться через усвоение многих черт западного менталитета. Дыхание свободы прорвавшееся через музыку довольно сильно просквозило затхлую атмосферу предлагавшихся образцов духовной сферы. Рок - это один из первых вестников модернизации в социокультурной области. Всплеск модернизма и постмодернизма в живописи, литературе, поэзии и других видах искусства также несомненно было модернизационным явлением, но это не оказало столь массового воздействия на публику, как музыка. Благодаря этому молодежная музыка стала ведущим видом искусства, выражающим наиболее полно и адекватно эпоху. Социологические исследования тех лет подтверждают эту мысль. Было бы удивительным при нынешнем размахе интернационализации общественной жизни избежать влияния музыкальных форм, ставших достоянием мировой культуры. Вначале модернизационному обновлению подвергнулась форма , интонация. Это несомненно наиболее глубокий и существеннейший шаг. Недаром именно форма столь резко вызвала негодование традиционалистов. Но затем модернизации подвергнулось и содержание. Образно-интонационный анализ песен позволит глубже судить о направленности, социальном характере новых образцов духовного творчества, появившейся в указанную эпоху. Характерной чертой песенной культуры того времени было то, что новая группа редко заявляла о себе одной-двумя песнями. Как правило, ансамбль представлял альбом или концерт и цикл песен порядка 10-12, то есть превалировал не шлягерный подход, а концептуальный. Соответственно, характер восприятия песен зависел от контекста, от общей интонации концерта, альбома. Песни вырванные из контекста толковались неадекватно, а то и прямо в обратном смысле.
Статьи по теме:
Влияние собора Нотр-Дам в ”артре и развитие альтернативных типов храмовой
архитектуры
Собор в Шартре задал высокий стандарт готической архитектуры - стандарт, превзойти который, казалось, было невозможно. И в то же время готическая архитектура еще далеко не достигла вершины своего развития: соперничать с шартрским собором ...
«Витязь на распутье»
Художник задумал «Витязя на распутье» еще в начале 1870-х годов. Картина создавалась по мотивам былины «Илья Муромец и разбойники». Ранний вариант создан в 1878 году и хранится в Серпуховском историко-художественном музее. В свое время он ...
Блаженны в русских церковно-певческих книгах
Песнопения, входящие в нотированные Октоих, Триодь и Обиход и определяемые в них термином "Блаженны", связаны с сюжетом о "благоразумном разбойнике", изложенном в апокрифическом "Исправлении о двою разбойнику" ...