Выбор темы был обусловлен, прежде всего, тем, что Юрьевский монастырь, знакомый всем новгородцам с самого детства, помимо спокойной умиротворяющей красоты, является обладателем интересной и противоречивой судьбы, схожей в чем-то с судьбой самого Новгорода. Нам кажется, он мог бы быть по праву назван олицетворением этого великого города. Такой же могущественный в своих владениях, стоявший особняком от всех остальных монастырей, обладавший неизмеримой властью и богатством, он встречает множество перипетий на своем историческом жизненном пути. Характер его – характер всего города. Вместе с Новгородом он богатеет, вместе с ним и остается забытым и заброшенным на печальном отрезке в истории города. Переживает войну, разруху, но затем все же постепенно возрождается. Юрьев монастырь – это одна из первых ассоциаций, возникающих при упоминании города у его жителей и одно из самых теплых воспоминаний для покинувших Новгород. Ведь здесь тишина, умиротворение, даже несмотря на соседство пляжа и околопляжных увеселительных заведений. Здесь спрятана великая история .
Юрьево находится у истока Волхова из озера Ильмень. Его окружают заливные луга, травы летом достигают высоты почти в человеческий рост, и неоглядная гладь озера Ильмень вдали. На северной стороне расстилается перед обителью весь Новгород, на востоке видно за Волховом Городище, на юге синеет длинная полоса воды.
Сочетание спокойной северной природы с памятником прошлого заинтересовало даже кинематографистов ряда студий страны, и здесь проводились натурные съёмки эпизодов художественных картин.
Основание монастыря русский историк Татищев относил к 1030 г. На этот год есть ссылка и в других работах. В этот год князь Ярослав Мудрый, крещёный именем Георгий (или Юрий, что в переводе с греческого – “земледелец”) основал город Юрьев (сейчас Тарту), ставший впоследствии одним из важнейших центров Новгородской республики, и развернул строительство в Киеве и Новгороде. Для храма новгородцы избрали место на пути к загородной княжеской резиденции, которая находилась в деревне Ракомо на берегу озера Ильмень. Имя князя определило название монастыря. Не известно, был ли монастырь деревянным или каменным, но, как пишет в своем труде архимандрит Макарий, “не в больших размерах”. Хотя уже в 1092 году Юрьев монастырь был расширен в своих объемах.
Монастыри Древней Руси служили культурными центрами. Здесь велись летописи, собирались и переписывались книги, веками накапливались ювелирные изделия, узорчатое шитье, иконы, созданные руками монахов и крепостных.
Основатели обеспечивали монастыри земельными владениями, доход с которых шел на содержание обители. Кстати, особая жалованная грамота, подтверждавшая права на землю, была выдана Юрьеву монастырю одному из первых. Источников умножения земельных и денежных богатств у монастырей было несколько. Один из них – вклад “по душе”. Таким дарением обеспечивались молитвы монастырских монахов по душе умершего вкладчика и его родственников. По выражению В.О.Ключевского: “Древнерусскому человеку вообразить себя на том свете без заказного поминовения было также страшно, как ребенку остаться без матери в незнакомом, пустынном месте”. Другой путь – это вклад “для пострижения”. Богоугодным делом считалось отречься от мира через пострижение в монахи даже за несколько минут до смерти. В монастырях постригались перед смертью многие бояре, здесь они хоронили своих родственников.
В монастыри часто помещали деньги и добро, чтобы уберечь их от частых пожаров и грабежей во время то и дело вспыхивающих восстаний, поскольку обители в своем большинстве находились за городской чертой.
Главной достопримечательностью Юрьева монастыря по праву считается Георгиевский собор. Вероятно, первая Георгиевская церковь, основанная вместе с монастырем и посвященная также Ярославу Мудрому, была деревянной. Самые ранние сведения о каменном соборе относятся к началу 12 века. В Третьей Новгородской летописи записано, что Великий князь Всеволод Мстиславович “заложи церковь каменну во имя Георгия” летом 1119 по новому летоисчислению.
Имя зодчего было Петр. По словам архимандрита Макария, Петр мог быть из числа первых русских художников, обучавшихся искусству у Греков.
Мастер творил в эпоху социальных противоречий на Руси. Несмотря на усилия Владимира Мономаха править огромной державой, Русь продолжала распадаться на удельные княжества. Господин Великий Новгород стремился всячески оградить себя от влияния князей Киева. Только исключительные личные качества могли обеспечить им авторитет у новгородцев. Такого авторитета смог добиться Мстислав, сын Владимира Мономаха и Гиты (дочери английского короля Геральда II). Воспитанный в Новгороде и около 30 лет княживший в нем, он развернул в городе и его окрестностях большое строительство, доказывая тем самым, что князья всё ещё богаты и сильны. Вскоре после отъезда Мстислава в Белгород его сын Всеволод велел заложить еще один храм – теперь уже в Юрьеве. Это и был Георгиевский собор.
Статьи по теме:
Творчество И.Айвазовского
Существенный вклад в развитие романтического пейзажа внес И.К. Айвазовский. Картина, изображающая море, называется мариной, а художник, пишущий морскую стихию, именуется маринистом. Самый известный маринист — Иван Константинович Айвазовск ...
Иерархи Союза писателей России
Общество давно вступило в век информационных технологий и людей работающих со словом становится все больше. Естественно они должны объединять свои усилия, взаимодействовать с государством и находить у него поддержку. Для этого существуют ...
Конфронтации между цивилизацией и культурой как причины исторической эволюции
искусства
Уже в начале XIX в. со всей актуальностью была поставлена проблема противостояния культуры (искусства) и цивилизации. При этом цивилизация понималась как корыстное, потребительское образование, умножающее практическое отношение к человеку ...