Нa крутом спуске холма возвышается башня Сююмбеки—одно из лучших архитектурных сооружений XVII века.
Башня Сююмбеки — стройное семиярусное здание из красного обожженного кирпича, Ее высота 58 метров, площадь основания 140 квадратных метров. Строилась она на забитых в землю дубовых сваях, часть которых с течением времени опустилась. Поэтому башня отклонилась от вертикальной оси примерно на 169 сантиметров. В 1914 году при реставрации башня была по первому ярусу стянута железной полосой, которая значительно ухудшила ее вид.
Первые три яруса башни четырехугольники, верхние—восьмигранники, заканчивающиеся дозорной вышкой с высоким шатровым шпилем. Нижний ярус прорезан высоким арочным проемом.
Четверики имеют по верху обходные, террасы, окруженные узорчатым парапетом. Западная и восточная стены первого яруса украшены четырьмя полуколонками с капителями в виде консолей с вертикальными рядами ступенчатых выступов.
Нижний парапет украшен ширинками, парапет второго яруса — вертикальными впадинками с валиком внутри, парапет третьего—очень простыми прямоугольными углублениями. Под карнизами всех трех четвериков идет зубчатый поясок. Интересны и сами карнизы, сложенные из рядов кирпичей, нависающих друг над другом,— такая декоративная обработка, имеющаяся еще в булгарских зданиях, встречается и на татарских мечетях.
Интересно, что композиция башни, состоящая из четвериков и восьмериков, имеет некоторые аналогии с Черной палатой "в Булгарах.
Башня Сююмбеки является своеобразной архитектурной эмблемой Казани. Ее силуэт изображается на значках-сувенирах, украшает обложки книг и альбомов, посвященных истории города.
"Башня Сююмбеки" — семиярусная, что означает собой семь сводов небес, олицетворяющих семиступенчатость рая. В стенах — четырехугольные ниши. Можно было бы указать и на многие признаки, свойственные зиккуратам. Мы ограничимся анализом отдельных символов, раскрывающих, культовое значение "Башни Сююмбеки".
Одной из таких деталей, имеющих важное символическое значение, является железная сетка-украшение, осыпанная звездами. Она до настоящего времени никем не исследована.
Железная сетка-украшение на воротах! Она может рассказать о многом. Она и свидетель, и доказательство. Эта сетка-решетка была поставлена одновременно с возведением Башни. Из каких помыслов и для чего?
Сетка-решетка располагается в самом нижнем ярусе башни-зиккурата. Следовательно, она не могла быть сделана позже, даже если предположить, что верхние ярусы были возведены в другое время. Исследование металла сетки с помощью современных приборов дало бы нам новые сведения.
Железная сетка "Башни Сююмбеки" никак не могла быть предназначена для оборонительных и вообще для военных целей хотя бы потому, что сквозь нее могли свободно пройти не только стрелы и пули, но и пушечные ядра. Кроме того, не требовалось особых усилий, чтобы сломать прутья этой решетки, отличавшейся к тому же солидной величиной — несколько метров по окружности.
Железная решетка украшена звездами, каждая из которых имеет по восемь "крылышек". Концы всех "крылышек" согнуты только в одну сторону, что означает вращение звезд вокруг своей оси. Свод первого яруса башни имеет форму купола, продолжением которого представляется "звездчатая" решетка.
Входим под "звездный" купол. Оказавшись за сеткой-решеткой мы вступаем в "Страну Вечности". Однако над выходом из арки Башни такого оформления нет. Возможно, что через "звездчатые" ворота мы входим в "Страну звезд". Если так, то "звездная вуаль" будет выполнять роль занавеса, за которым открывается "Страна Вечности". Иначе говоря, "Звездчатые ворота" служат границей "Страны негаснущих звезд", переступив которую оказываешься на "том свете". Очень важным является то, что "Башня Сююмбеки" с северной и южной стороны имеет боковые двери.
Эта традиция (дверь с северной стороны) прослеживается и в других памятниках булгар-татар. Такая закономерность сохраняется в мавзолеях (склепах) древнего Булгара.
Статьи по теме:
Исландские саги
Искусство изготовления украшений из мелких бус, бисера и стекляруса — низание — один из очень интересных, но малоизвестных видов народного творчества.
Среди разнообразных украшений национального костюма многих народов мира широкой популя ...
Полхов-майданская матрешка
Это соседка семеновской матрешки. А вытачивают ее в селе Полховский Майдан Нижегородской области. Первые два этапа — грунтовка клейстером и наводка — выполняются так же, как и у семеновской, а вот роспись более лаконична: овал лица с кудр ...
Искусство вазописи
На протяжении X-XII вв. до н. э. быстро развивалось искусство вазовой росписи. Уже в начале II тыс. до н.э. традиционный геометрический орнамент критян был дополнен мотивом спирали, блестяще разработанным кикладскими мастерами еще в предш ...