упражнения, направленные на развитие голосового диапазона, силы, полётности.
Важно найти натуральную высоту голоса, которая обычно находится в среднем регистре человека и на которой голос хорошо звучит. Затем необходимо совершенствовать качество звучания на других регистрах, осуществляя дыхательные упражнения одновременно со звуковыми.
Дикция включает в себя три основных показателя:
правильность артикуляции;
степень отчётливости артикуляции;
манеру выговаривать слова.
Правильность артикуляции - это такие движения органов артикуляции, которые соответствуют нужному месту и способу образования звука.
Степень отчётливости артикуляции - это показатель разборчивости устной речи. Более того, чёткая артикуляция создаёт впечатление, что человек уверен в себе, знает то, о чём говорит, что является одной из задач устной коммуникации.
Манера выговаривать слова включает в себя характерный для каждого индивидуума темп речи, продление или редукцию слогов, особые модификации интонации.
Для улучшения речевых навыков, касающихся манеры выговаривать слова, необходимо постоянно слушать и стараться точно воспроизводить нормативную речь полного или нейтрального стилей. К сожалению, образцы такой речи сейчас уже редко можно услышать даже по радио и телевидению, это преимущественно речь людей, прошедших специальную подготовку, - профессиональных дикторов и актёров.
Звуковая сторона устной речи играет не менее важную роль, чем её содержательная часть. Известно, что блестящая по содержанию речь во многом проигрывает, если она произнесена вяло и невыразительно, с запинками и речевыми ошибками. И наоборот, малосодержательная речь, произнесённая фонетически безупречно, может произвести благоприятное впечатление. Это сравнение, конечно, не является советом готовить малосодержательные речи, оно лишь показывает значительность той роли, которую играет хорошее звучание устной речи.
Успех общения зависит не только от умения говорить, но и в не меньшей мере от умения слушать.
Слушание является составной частью процесса общения и включает два этапа:
этап первичного анализа звукового сигнала и его психомеханической обработки;
этап смысловой интерпретации.
Ученые обнаружили существенный разрыв между количеством информации, высказанной диктором, оратором, участником обычного разговора и количеством информации, воспринятой слушателями. Экспериментально установлено, что при восприятии речи на слух человек в среднем достигает только 25%-ного уровня эффективности за 10 минут. Даже в неофициальных беседах слушатель усваивает в среднем не более 60-70% того, что говорит собеседник.
Причиной такого разрыва является ряд типичных недостатков слушания:
бездумное восприятие, когда звучащая речь является лишь фоном для какой-либо деятельности;
обрывочное восприятие, когда интерпретируются лишь отдельные части звучащей речи;
узость восприятия, т.е. неумение критически проанализировать содержание сообщения и установить связь между ним и фактами действительности.
Для того чтобы развить навыки эффективного слушания, необходимо уметь ответить для себя на следующие вопросы:
Для чего необходимо слушать?
Статьи по теме:
Живописец Саксонии Лукас Кранах
Некоторыми сторонами своего творчества, и в первую очередь обостренным интересом к природе, приближается к Альтдорферу крупнейший живописец Саксонии Лукас Кранах.
Кранах (1472 —1553) родился в местечке Кронах во Франконии. О ранних годах ...
Эллинистическая риторика
В Греции III-II в. до н.э. происходит систематизация риторики. Классическая риторика делилась на 5 частей:
1. Нахождение (в латинской терминологии – инвенция) – систематизация содержания речей и используемых в них доказательств.
2. Расп ...
Марсельское Таро
Во всяком случае, все исследователи сходятся на том, что в XVII веке Таро как система гадальных карт уже сложилась. Игральные карты и карточные игры тоже обрели свой теперешний вид.
Сложился и первый единый тип колоды, ставший образцовым ...