Театр возрождения – европейский театр в историческую эпоху позднего средневековья (16–17 вв.). Это было время формирования нового социального строя, замены феодальной общественной формации на капиталистическую. Эпоха Возрождения ознаменовалась не только формированием нового гуманистического мировоззрения, но и многими великими открытиями и изобретениями, а также – бурным всплеском развития культуры и практически всех видов искусства.
Термин «Возрождение» или «Ренессанс» (франц. renaissance – возрождение) ввел в культурный контекст Джорджо Вазари. В термине отразилась главная тенденция искусства той эпохи – ориентация на классические образцы античного искусства, которое на протяжении десяти веков (после падения Римской империи в 5 веках) фактически находилось под запретом.
Если в эпоху средневековья господствующее мировоззрение определяется конфликтом между духовным и плотским, между Богом и дьяволом, то в Возрождении основная доктрина заключена в гармонии, свободе, всестороннем развитии личности. На смену средневековым идеалам фанатического аскетизма приходят гуманистические идеалы, в центре которых – образ человека, свободного в своих мыслях и чувствах, хозяина своей судьбы, излучающего радость полнокровной жизни.
Ренессансный театр в разных странах Западной Европы имел свои индивидуальные особенности, прочно вписанные в социокуль-турный аспект развития своей страны и резко отличающие его от театра Возрождения иных стран. Наиболее интересно и показа-тельно ренессансный театр развивался в трех странах Западной Европы, причем основные линии развития имеют между собой очень мало общего.
В Англию Возрождение пришло поздно, но было изумительно мощным. При этом английский Ренессанс был именно театраль-ным. Никогда – ни прежде, ни после – английское театральное искусство и европейский театр вообще не создавали подобных шедевров.
Пиком английского ренессансного искусства стало творчество Шекспира, остающегося доныне самым репертуарным драматургом мирового театра. Именно в Шекспировском театре отразилась главная особенность английского Возрождения: не столько восстановление античных мотивов, сюжетов и схем, сколь-ко выход на новый обобщающий философский уровень. Театр Шекспира стал универсальной, внеисторической моделью миро-здания, где сосредоточились вечные проблемы взаимоотношения личности и общества. Кстати, этому в немалой степени способ-ствовали и предельно условные постановочные принципы англий-ского ренессансного театра: основной акцент переносился на смыс-ловое содержание и на игру актеров. Это обусловливало мощный всплеск развития и драматургии, и актерского искусства.
Английский Ренессанс можно условно разделить на три этапа развития.
Первый – конец 15 в. и первые три четверти 16 в. – начальный пеиод формирования нового мирровоззрения; в театре сопровож-дался переходом от средневекового моралите и интерлюдии (пере-ходная форма от моралите к фарсу) к основным театральным жан-рам – трагедии и комедии.
Второй – конец 16 в. и начало 17 в., до смерти Шекспира в 1616 – наивысший расцвет английского театра эпохи Возрождения.
Третий – от смерти Шекспира в 1616 до закрытия пуританскими властями театров в 1642 – знаменует кризис и упадок английского театра.
Отсчет английского театра Возрождения можно вести от любительских студенческих постановок Оксфорда и Кембриджа, где в конце 15 – начале 16 вв. ставились спектакли на латинском языке. Поворот к профессионализму произошел в конце 1580-х, когда в английскую драматургию практически одновременно вошел целый ряд драматургов, получивших прозвище «универ-ситетские умы»:
Роберт Грин, Кристофер Марло, Джон Лили, Томас Лодж, Джордж Пиль, Томас Кид. Почти все они имели университетские дипломы Оксфорда и Кембриджа.
Уже в Средние века громоздкие мистериальные представления ставились в Англии с большим трудом. Гораздо большую популярность завоевало здесь моралитэ. Этот театральных жанр смог удержаться во всей своей чистоте вплоть до конца XV века. Правда после того, как Генрих VIII в начале XVI века порвал с Римом и началась эра новой английской церкви, состав персонажей моралитэ резко обновился. Наряду с “моральными персонажами” (Скупость, Богатство, Великодушие и пр.) появились персонажи, связанные с нарождавшимся интересом к наукам и светской литературе. Так большую популярность приобрела фигура Пророка. Появилось сразу несколько пьес, изображающих брак между Умом и Наукой. Типичным было название одного моралитэ — “О природе четырех элементов”, главного героя которого зовут Жажда знания. Его обучает Природа, а Опыт показывает ему на карте вновь открытые страны. Так моралите из религиозно моралистического превращалось в идеологическое и политическое средство.
Статьи по теме:
Орнаментальные знаки на кайме пелены «Крест на Голгофе»
Семантический анализ орнаментальных знаков на кайме пелены "Крест на Голгофе", вклада Бориса Годунова в Троице-Сергиеву лавру 1599 г.
Пелена "Крест на Голгофе" вложена царем Борисом Федоровичем Годуновым в 1599 г. в ...
Культура в классический период
Рубежом в истории Древней Греции стали греко-персидские войны (500—449 до н.э.). Ими заканчивается период формирования античного полиса - архаический и начинается период — классический. Победа греков, окончательное оформление классическог ...
Труд
.Эй, садись ко мне дружок,
Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.
Там уж поприще широко,
Знай работой да не трусь.
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь.
Н. А. Некр ...