Династия Мин стимулировала развитие "высоких" жанров. В драматургии это прежде всего историческая драма "Дворец бессмертия" Хун Шэна; романтическая история о любви, побеждающей смерть, в "Пионовой беседке" Тан Сяньцзу.
Успешные военные действия против монголов вдохновили китайцев распространить свою экспансию на юг, В 1406 г, был оккупирован Вьетнам, но сопротивление населения заставило китайцев уйти оттуда в 1427 г. С 1405 по 1437 г. предпринимается семь экспедиций китайского флота в южные моря, Индию, Аравию и Африку В походах участвовало от 48 до 62 крупных судов, на которых находилось от 27 до 30 тыс. солдат и чиновников (вторая экспедиция Колумба через 100 лет состоялась на 17 небольших судах и включала 1500 человек). Превосходство китайского флота на Тихом океане сохранялось до конца XVII в. Успешно отражались попытки испанцев, португальцев, голландцев, англичан вторгнуться не только в Китай, но и на Филиппины, Тайвань. Корабли были многопалубные и, судя по некоторым данным, со складными мачтами (3—4 мачты) длиной 40—50 м, грузоподъемностью до 360 т. В сражениях с японцами в конце XVI в. китайцы применяли суда, защищенные броней и с артиллерийским вооружением. С конца XIV — начала XV в. наметилась хозяйственная специализация отдельных районов Китая. В Китае начали выращивать хлопчатник. В Пекине отрабатывали повинность ежегодно 18 тыс. ремесленников; на государственных железноплавильных печах работали 2500 рабочих. В Цзиндэчжэне во второй половине XV в. работало 50 печей для обжига фарфора. Особенно ценились изделия с синей росписью. Позднее появился многоцветный фарфор, блюда и вазы украшались пейзажами.195.239.0.53 Возврат к домоногольской традиции наблюдался и в живописи. Возрожденная в первой половине XV в. Академия живописи стимулировала прежде всего развитие жанра "цветов и птиц", сформировались две школы пейзажной живописи. Некоторая новизна стиля проявилась в творчестве художников Сюй Вэй (1521-1593 гг.) и Чжу Да (1630-1707 гг.). Они отчасти разрушили привычное созерцательное мировоззрение, приблизили природу к человеку, цветы и плоды на их картинах стали ярче и реалистичнее. Еще монголы в 1264 г. перенесли столицу Китая в Пекин.
В 1421 г. Пекин снова стал столицей, и активное строительство городов после изгнания монголов отразилось прежде всего на его архитектуре. Через центр города - "Запретный город" - с севера на юг протянулась главная улица. На юг были обращены фасады дворцовых зданий, стоящих на двухметровых платформах из белого мрамора. Круглые красные лакированные колонны служили главной опорой для двухъярусных черепичных крыш, напоминающих крылья летящего фазана. Стены часто представляют ажурные решетки. Здания расположены вокруг мощенных белым камнем площадей, соединены лабиринтом лестниц, украшенных резьбой, коридорами и переходами, окружены парками и садами. Главным зданием дворца считается "Павильон Высшей гармонии".
Наиболее известным храмовым комплексом Пекина считается храм Неба (1420 г.). По мере продвижения через ряд ворот взгляду открываются все новые сооружения комплекса. На квадратной площади (символ земли) на трех круглых концентрически расположенных платформах (круг — символ неба) стоит круглый, напоминающий пагоду храм с | синей трехъярусной конусообразной крышей. | Царские усыпальницы династии Мин представляют собой башни, | храмы и подземные дворцы, искусно вписанные в окружающий гор-| ный пейзаж. К ним ведет обрамленная скульптурами Дорога духов. Эти | массивные изваяния людей и животных представляют наибольший ин-, терес. Вообще же храмовая скульптура того времени грубо подражала ":: древним образцам. С XV в. получили распространение погребальные портреты,отличавшиеся точностью в отображении индивидуальности. Вертикальная мобильность в эпоху Мин была нарушена: во-первых, чиновничество заняло явно подчиненное положение по отношению к аристократии; во-вторых, доступ простонародья в это сословие был пре-кращен. Что касается ремесленников, то, несмотря на многочислен-ность сословия, они официально значились как лавочники (например, в Пекине). Развитие производства требовало расширения рынков сбы-та, но государство, которое обладало монополией на внешнюю торгов-лю, либо не способно было к дальнейшему расширению торговли, ли-бо не было в этом заинтересовано. Маньчжурская династия Цин проводила политику самоизоляции, способствуя только развитию сельского хозяйства. На рубеже XVI—XVII вв. закрывалось множество ремесленных мастерских. Мыслители того времени осознавали, что источником зла являлась централизация власти в руках императора.
Наряду с литературой на "высоком" книжном языке вэньянь появляются и произведения на разговорном бэйхуа. На основе устных театральных жанров в XVI—XVII вв. произошло второе рождение жанра городской повести. Но если в эпоху Сун авторами были люди простые, то теперь сюжеты обрабатывались талантливыми и образованными литераторами. Наиболее популярны собрания повестей Фэна Мэнлуна, изданные в 1621—1627 гг., и Лина Мэнчу. Повести сохранили черты фольклорно-сказового характера: стихотворные зачин и заключение, сказовые обороты, пословицы. Особенной чертой повести является ее непредсказуемость событий, нарушение обыденной логики жизни. Наряду с характерными для средневековья рассказами о чудесном и волшебном разрабатывались и авантюрные сюжеты, характерные для европейского плутовского романа, любовно-эротические темы, напоминающие "Декамерон", и судебные повести, предваряющие европейский жанр детектива. Характерна нравоучительная направленность литературы, например популярнейшего романа XVI в. "Цзинь, Пин, Мэй, или Цветы сливы в золотой вазе". (Несмотря на то что книги печатались тиражами в 2-3 тыс. экземпляров, роман даже переписывали от руки). Много подражаний вызвал также фантастический роман-эпопея "Путешествие на Запад" — обработанные легенды о путешествии монаха в Индию. В эпоху маньчжурского господства роман, уже с чертами просветительства, противостоял "высокому" жанру. В сатирическом романе Цзинцзы "Неофициальная история конфуцианцев" высмеивалась служилая интеллигенция; сатиричную направленность имел и фантастический роман с элементами утопии "Цветы в зеркале" Ли Жучжэня. В это же время был написан и лучший классический роман "Сон в красном тереме" Цао Суэциня. Это не только печальная история о несчастной любви, но и история морального и экономического упадка феодальной аристократии, символизирующая угасание классической культуры Китая. На примере Индии и Китая мы можем убедиться, что буддизм в различных культурах выступает в качестве антитезы иерархической идеологии. Своеобразие ситуации в китайской культуре заключается в том, что, быть может в несколько меньшей степени, в той же роли выступает и даосизм. С другой стороны, именно буддизм придает устойчивость и общность менталитету многих стран Азии; он дает населению этого региона определенную свободу мышления, что помогает восприятию как европейского знания, так и новых экономических отношений. Конфуцианство ориентирует человека на повышение уровня знаний как основного пути к улучшению своего социального положения.
Статьи по теме:
Управление культурой в условиях мегаполиса
Сегодняшняя социокультурная ситуация характеризуется как неравномерностью развития различных регионов страны, так и повышением уровня специализации социальных групп и отдельной личности, что приводит к существенным различиям во вкусах и и ...
Реформы Этейллы
Кто же такой Этейлла? Вот что пишет о нем Дмитрий Лесной в своей энциклопедии:
"Парижский гравер, легендарный толкователь системы гадания Таро. Автор книги: "Etteilla. Cours theoretique et pratique du livre de Thoth". Этей ...
Метафора и культура
Эти два термина являются ключевыми. Они требуют определения в первую очередь, но они никак не определяются. Более того, в связи с ними встал вопрос об определении критериев точного определения. Легко говорить о более сложных явлениях, исп ...