О происхождении слова спорят ученые-этимологи, давая различные объяснения и толкования. Некоторые лингвисты сближают его с понятием "кремль", - так называли часть засеки, где растет лучший строевой лес. Издавна в народе крепкий и прочный строительный лес именуется кремлевым. Была попытка вывести происхождение слова из понятия "кремень", т. е. крепкий. По другой версии детинец Ивана Калиты прозвали Кремлем часто гостившие в Москве константинопольские греки. По-гречески "кримнос" - крутизна, крутая гора над рекой или морем . Трудно сказать, какому варианту надо отдать предпочтение, ибо мир слов - один из самых загадочных и тайн в нем, пожалуй, не меньше, чем в космосе .
На полотне Николая Рериха "Город строят", находящемся в Третьяковской галерее, - крепостные стены, мощные башни, крутая дорога; плотники в белых холщовых рубахах дружно и энергично работают. Квадратные мазки - белые, синие, светло-коричневые, - набросанные по полотну, придают картине Рериха динамизм. Поэтическая фантазия, зиждящаяся на научных изысканиях, на редкость удачна в сюите московских картин Аполлинария Васнецова. Его работы дают нам возможность увидеть Кремль таким, каким его видели наши далекие предки - современники Ивана Калиты, Ивана Грозного, царя Алексея Михайловича.
Стольный град, быстро оправляясь от набегов, строился, хорошел. Вслед за дубовым Кремлем Ивана Калиты возник при Дмитрии Донском Кремль белокаменный . Как сообщал летописец, весной 1367 года князь Дмитрий "заложи Москву камен и начата делати беспристани". Этот новый, каменный Кремль по размерам был близок к современному. Башни и ворота стояли почти на тех же местах, что и нынешние. По владимирскому образцу на сооружение шел, как и при Калите, - только в большем количестве - белый камень, который добывали в Подмосковье. Именно в ту пору и получила Москва свое вечное прозвание - "белокаменная".
А. М. Васнецов. Московский Кремль при Дмитрии Донском. 1922
Примечательно, что творец белокаменной Москвы и победитель иноземных поработителей на Куликовом поле - одно лицо: Дмитрий Донской. Прославленный внук Ивана Калиты, возведший чуть не за полгода "град камен", и герой, ведший полки на берегах Непрядвы, навсегда пленил народное сердце.
Возникновение исполинской крепости из камня в Москве явилось событием величайшего исторического значения. Не только потому, что Русь не знала сооружений подобного масштаба. Каменные стены Кремля, возвышавшиеся над глубоким рвом, свидетельствовали о силе и мощи Москвы. Недаром летописец горделиво писал о великом князе Дмитрии: "Что задумал, то и сделал". Медленно, но неуклонно готовила Москва полное освобождение русских земель от монголо-татарского ига. Очень точно о свершившемся написал историк Иван Забелин: " .каменные стены Москвы явились тою славною опорою, которая тотчас обозначила крутой и прямой поворот к идеям государственного единения, так что через десяток лет это единение достославно выразилось сборищем в каменной Москве всенародных полков для похода на Куликово поле".
До нас не дошли белые стены, воздвигнутые при Дмитрии Донском, и только остатки их иногда встречают археологи, докапываясь до основания нынешних краснокирпичных сооружений. Немногое сохранили века от единственного сооружения той поры, которое пощадило неумолимое время, церковки Воскрешения Лазаря (входившей в состав деревянных хором княгини Евдокии - вдовы Дмитрия Донского). Теперь она обстроена частями Большого Кремлевского дворца. Этот уникальный памятник заставляет вспомнить о безымянных, но, несомненно, гениальных зодчих, создававших московскую архитектурную школу. Всматриваясь в белый камень сохранившихся остатков стен храма - чудом уцелевший островок былого, - представим себе тех, кто отправил нам через столетья это архитектурное послание, как весть о том, что несомненно было: "Так образы изменчивых фантазий, бегущие, как в небе облака, окаменев, живут потом века".
По мере того как московские князья приобретали город за городом, землю за землей, вырастали и собственно московские каменных дел мастера - искусные градостроители, сооружавшие крепостные стены, храмы, палаты, дворцы, искавшие новые формы в зодчестве. Время безымянного творчества оставалось позади; на московском горизонте стали появляться художники, их чтили современники и помнили потомки. В шестидесятых-семидесятых годах пятнадцатого века одну из основных строительных артелей возглавил Василий Ермолин, инженер, скульптор, знаток древностей, просвещенный человек, много потрудившийся над украшением Кремля. Среди москвитян Ермолин слыл книжником - он имел прямое касательство к летописи, получившей впоследствии название Ермолинской. Московская художественная школа впитывала в себя, как это видно и на примере многообразного творчества Ермолина, течения и традиции ближних и дальних земель - владимирские, новгородские, псковские, ростовские, тверские и т. д.
Статьи по теме:
Великие Дионисии
Время возникновения — период тирании Писистрата, скорее всего 534 г. до н. э., когда Писистрат оставляет в Афинах трагика Феспида.
Время проведения — конец марта — начало апреля в течение пяти дней (два дня жертвоприношений и дифирамбиче ...
Зачем нужна эстетика
Тема нашего разговора – эстетическое воспитание. Какова природа эстетического, его функции, смысл, предназначение? Может быть, для воспитания достаточно морали? Возможно ли нравственное чувство без эстетики?
Как известно, эстетика – эта ...
Создание образа в структуре парковых композиций
С каждым годом растет число людей, занимающихся спортом. Для тренировок спортсменов и проведения соревнований строят большое число спортивных сооружений: спортивные площадки в микрорайонах, при школах и других сооружениях города; спортивн ...