Динамика культуры

Материалы о культуре » Культура – источник противоречий » Динамика культуры

Страница 2

3. Лица, представляющие культуру поколений, формулируют принципы борьбы нового со старым («отцов и детей»). Все оставшиеся категории лиц упрекают младшее поколение в невежестве.

Так формируются противоречия:

1) продажность – непродажность (культуры);

2) хранимость – нехранимость (культуры);

3) новое – старое (в культуре).

Лица, принадлежащие к профессиям, землячествам и анклавам, формируют свою серию противоречий:

1. Культура профессии противопоставляется культуре землячеств и анклава как тайное – явному, секретное – несекретному.

2. Культура землячества противополагается культуре профессии и анклава по принципу: не создают новой культуры, паразитируют, не являются культуротворцами, тогда как лица, принадлежащие к культуре профессии и анклава, заявляют о себе как о творцах культуры.

3. Культура анклава противополагается остальным категориям по линии несамостоятельности в образовании, и, напротив, анклав хочет обрести свою самостоятельность в образовании и создании своей исключительной культуры.

Так формируются противоречия:

общедоступное – секретное (в культуре);

культуротворчество – культурная бесплодность;

образованность и культурная исключительность – необразованность.

Культурная основа этих противоречий становится явной тогда, когда рассматриваются верхняя и нижняя части таблицы порознь.

Эта система оценок вытекает из распределения людей по группам, культура которых не обладает полнотой форм культуры. Суммируя эту систему оценок, получаем отношения людей к культуре и понимание культурной ценности, с одной стороны, и оценку личностей по их отношению к культуре – с другой. Получается, что эти оценочные категории вызваны характером, распределения форм культуры между людьми.

Другой вывод состоит в том, что полнота форм культуры, представленная в культуре страны или антикультуре, ставит культуру вне оценок и, следовательно, делает ее незаметной и как бы несуществующей для обыденного сознания. Возникает то, что называется «забвением культуры». Оказывается, что «забвение культуры» характерно для благополучного общества (культура страны), в котором гармонично соединены все формы культуры. «Забвение культуры» – результат благополучия, который может вести к «культурному одичанию» членов общества в условиях объективно высокой культуры этого общества.

Этим объясняется то, что руководство страной финансирует культуру по «остаточному принципу», скупо. Но все культурные группы внутри общества критикуют правительство за «остаточный принцип» и пополняют культурные ресурсы путем самодеятельности, за счет спонсоров, доброхотных даяний и коллекционеров.

Рассматривая таблицу распределения людей по культурным классам: «отбор», «присвоение», «ассимиляция», убеждаемся в том, что верхняя половина таблицы представляет собой зеркальное отражение нижней. Каждая строчка верхней половины таблицы имеет аналог – одну из строчек нижней половины таблицы. Так, культура края имеет знак плюс в «присвоение», а культура профессии имеет в этом же столбце знак минус. Зато знаки плюс в столбцах «отбор» и «ассимиляция» восполняют соответствующие знаки минус в строке «Культура края».

Получаются следующие пары строк:

1. Культура края – культура профессии.

2. Культура народа – культура землячества.

3. Культура поколения – культура анклава.

Каждая пара строк в совокупности дает полноту форм культуры для этой пары и, следовательно, снимает оценки и создает ситуацию «забвения культуры». Для того чтобы сформировать такое состояние в каждой паре строк, создается как бы свой «рецепт развития культуры».

Край и его население будет считать себя достаточным, если в нем разовьется культура профессий. Рецепт состоит в следующем: «В данном крае надо стремиться развить особую, свою профессиональную деятельность».

В паре культура народа – культура землячества складывается следующий «рецепт»: «Землячество будет благополучным тогда, когда присвоит и ассимилирует культуру народа, среди которого оно обитает, и тем войдет в культуру страны».

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Цветовая гамма японского сада
Цвету, как и форме, и размеру, в японском саду придаётся большое значение, но это не значит, что сад представляет собой буйство ярких красок. На европейский взгляд, японский сад покажется одноцветным, но японец легко различит все полутона ...

Искусство дореволюционной России
Конец XIX - начало XX в. - важный период в развитии русского искусства. Оно совпадает с тем этапом освободительного движения в России, который В.И. Ленин назвал пролетарским. Это было время ожесточенных классовых боев, трех революций - 19 ...

Иерархия пророков
Праздничный цикл делит пространство храма на три сферы: Эсхатология (запад – восток);32 Страсти, Воскресение (север – запад); Боговоплощение (юг – восток).33 Исходя из этого, можно отметить, что четыре старших пророка Исайя, Иеремия, Иезе ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru