3. Лица, представляющие культуру поколений, формулируют принципы борьбы нового со старым («отцов и детей»). Все оставшиеся категории лиц упрекают младшее поколение в невежестве.
Так формируются противоречия:
1) продажность – непродажность (культуры);
2) хранимость – нехранимость (культуры);
3) новое – старое (в культуре).
Лица, принадлежащие к профессиям, землячествам и анклавам, формируют свою серию противоречий:
1. Культура профессии противопоставляется культуре землячеств и анклава как тайное – явному, секретное – несекретному.
2. Культура землячества противополагается культуре профессии и анклава по принципу: не создают новой культуры, паразитируют, не являются культуротворцами, тогда как лица, принадлежащие к культуре профессии и анклава, заявляют о себе как о творцах культуры.
3. Культура анклава противополагается остальным категориям по линии несамостоятельности в образовании, и, напротив, анклав хочет обрести свою самостоятельность в образовании и создании своей исключительной культуры.
Так формируются противоречия:
общедоступное – секретное (в культуре);
культуротворчество – культурная бесплодность;
образованность и культурная исключительность – необразованность.
Культурная основа этих противоречий становится явной тогда, когда рассматриваются верхняя и нижняя части таблицы порознь.
Эта система оценок вытекает из распределения людей по группам, культура которых не обладает полнотой форм культуры. Суммируя эту систему оценок, получаем отношения людей к культуре и понимание культурной ценности, с одной стороны, и оценку личностей по их отношению к культуре – с другой. Получается, что эти оценочные категории вызваны характером, распределения форм культуры между людьми.
Другой вывод состоит в том, что полнота форм культуры, представленная в культуре страны или антикультуре, ставит культуру вне оценок и, следовательно, делает ее незаметной и как бы несуществующей для обыденного сознания. Возникает то, что называется «забвением культуры». Оказывается, что «забвение культуры» характерно для благополучного общества (культура страны), в котором гармонично соединены все формы культуры. «Забвение культуры» – результат благополучия, который может вести к «культурному одичанию» членов общества в условиях объективно высокой культуры этого общества.
Этим объясняется то, что руководство страной финансирует культуру по «остаточному принципу», скупо. Но все культурные группы внутри общества критикуют правительство за «остаточный принцип» и пополняют культурные ресурсы путем самодеятельности, за счет спонсоров, доброхотных даяний и коллекционеров.
Рассматривая таблицу распределения людей по культурным классам: «отбор», «присвоение», «ассимиляция», убеждаемся в том, что верхняя половина таблицы представляет собой зеркальное отражение нижней. Каждая строчка верхней половины таблицы имеет аналог – одну из строчек нижней половины таблицы. Так, культура края имеет знак плюс в «присвоение», а культура профессии имеет в этом же столбце знак минус. Зато знаки плюс в столбцах «отбор» и «ассимиляция» восполняют соответствующие знаки минус в строке «Культура края».
Получаются следующие пары строк:
1. Культура края – культура профессии.
2. Культура народа – культура землячества.
3. Культура поколения – культура анклава.
Каждая пара строк в совокупности дает полноту форм культуры для этой пары и, следовательно, снимает оценки и создает ситуацию «забвения культуры». Для того чтобы сформировать такое состояние в каждой паре строк, создается как бы свой «рецепт развития культуры».
Край и его население будет считать себя достаточным, если в нем разовьется культура профессий. Рецепт состоит в следующем: «В данном крае надо стремиться развить особую, свою профессиональную деятельность».
В паре культура народа – культура землячества складывается следующий «рецепт»: «Землячество будет благополучным тогда, когда присвоит и ассимилирует культуру народа, среди которого оно обитает, и тем войдет в культуру страны».
Статьи по теме:
История образа
Икона Божией Матери, именуемая «Утоли моя печали», была привезена в Москву казаками при царе Михаиле Федоровиче, в 1640 году, и помещена в церкви Святителя Николая на Пупышах в Замоскворечье. Более ста лет образ находился в забвении на ко ...
Саспенс
Саспенс (в англ. языке suspense – беспокойство, приостановка; от латинского глагола suspendere – подвешивать, т.е. изначально саспенс – это некое «подвешенное состояние») – по определению Франсуа Трюффо (французский режиссер, выпустивший ...
Рафаэль Санти
Рафаэль Санти родился в 1483 г. в Урбино, который в 15 в. стал одним из центров гуманистической культуры. Первым учителем Рафаэля был, вероятно, его отец Джованни Санти, довольно посредственный живописец, а с 1495 г. он учился у местного ...