Политика имеет место там, где складываются конфликтные ситуации. Политики и создают, и регулируют конфликтные ситуации. Культурные устремления порождают свои сферы политической деятельности.
Соотношение культуры края и профессиональной культуры порождает экономические устремления, состоящие в том, что край ради развития профессий стремится получить инвестиции и поэтому развивает инфраструктуру.
Соотношение культуры землячества и культуры народа порождает образовательные устремления, т.к. только средствами образования возможно сгладить культурные противоречия между культурой землячества, с одной стороны, и культурой коренного народа – с другой. Эти образовательные устремления строятся на стандартах образования.
Соотношение культуры поколения и культуры анклава характеризуется миграционными устремлениями, т.к. новые поколения ищут места приложения своего труда, а анклав представляет собой такое место, которое склонно принять мигрантов.
Примеров таких устремлений и их реализаций много.
Экономические устремления проявляются в движении капиталов. Капиталы распределяются по территориям неравномерно. Гам, где культура края выше, туда устремляется капитал. С этим связан рост городов, независимо от причин становления города (укрепленное место, место сильной проявленности духовной культуры – святыни, образовательные центры, решения правительства и т.п.). Приток капиталов происходит в места развития транспортных сетей, в места с удобствами связи, в места с большим технологическим опытом, в места, где концентрируются наука и образование.
Образовательные устремления характеризуют те местности, где население многонационально. Это, на первый взгляд, кажется неочевидным. Однако цивилизационные центры всегда отличаются этнической поликультурностью. Так, становление китайской цивилизации, по суждениям этнографов, происходит как ассимиляция ханьцами окрестных варваров. Цивилизация Индии строится на сочетании ариев и дравидского населения. Древняя шумерская цивилизация связана с совместным пребыванием шумеров среди семитских народов. Греческая цивилизация основана на совместном бытии пеласгов, дорийцев и постоянно находится в контакте со всеми народами, среди которых располагались греческие полисы.
В наше время сложение образовательных центров также возникает там, где имеется многонациональное население. Примерами могут быть университетские города США и столичные города бывшего Советского Союза.
Колонизация (и имперские движения) существовали всегда по принципу миграции «на свободное место». Свободным является не только малонаселенное место или место, полностью лишенное населения, но и места, где существует недостаток в людях с определенного рода умениями. Например, заселение степей оседлым населением или заселение скотоводческим населением мест, где велось по преимуществу присваивающее хозяйство и др. подобное. Подобные передвижения осуществляются всегда. Например, в недавнее время специалисты определенных профилей приглашались на жительство и на работу из России в Австралию и ЮАР, а в советское время проходила колонизация Голодной степи в Узбекистане и разработка целины в Казахстане и в Сибири.
Статьи по теме:
Искусство русского централизованного государства конца XV–XVI века
В последней четверти XV в. заканчивается процесс сложения русского централизованного государства. Москва становится столицей мощной державы, в которой главной опорой «государя всея Руси» является боярство. Она становится также и главным к ...
Функциональное назначение хачкаров и их создатели
Научные исследования, в особенности материалы эпиграфических экспедиций Института археологии и этнографии Академии наук Армении, значительно расширили наши знания о хачкарах, о многосторонности их культурно-исторического значения. На осно ...
Анурадхапура - древняя столица Цейлона
Древние хроники, выдавленные стилом на листьях талипотовой пальмы, сообщают, что первое государство на Цейлоне основал индийский царевич Виджайя. Изгнанный из отчего дома за строптивость, он набрал отряд смельчаков и ушел искать счастье ...