Экономические, образовательные и колонизационные устремления дают, с одной стороны, концентрацию разнородного по происхождению населения вокруг образовательных и культурных центров – это, так сказать, вертикальная составляющая культурной динамики. С другой стороны, эти устремления дают миграцию населения с целью окультуривания географического пространства, это, так сказать, горизонтальная составляющая культурной динамики. Обе эти составляющие зависят от экономических устремлений, которые позволяют конкретно наметить точки вертикального роста и площади горизонтального распространения.
Экономическая география показывает, что вертикальные и горизонтальные составляющие, определяемые культурными устремлениями, могут следовать друг за другом волнообразно. Так, в России бурный рост числа городов приходится на XVIII и XX века – время активной культурной политики и образовательных реформ. XVII и XIX вв. отмечены активными миграционными процессами – движениями в Сибирь, на Кавказ, Подонье и в Среднюю Азию. Но процессы роста городов и горизонтальных миграций могут идти одновременно, как, например, в России в XVI веке и на Руси в домонгольское время. В это время развитие городов сочеталось с распространением славянского народа на восток.
Аналогичные процессы можно наблюдать и в Западной Европе, и в Азии, и в античном мире, т.е. тогда, когда сохранились письменные свидетельства. Данные этнографии показывают, что оседлая жизнь народов в дописьменную эпоху скорее исключение, чем правило.
Культурные, экономические, образовательные и колонизационные устремления сопровождаются теми или иными политическими идеями. Для того, чтобы увидеть типологические закономерности возникновения и распространения таких идей, надо совместить разделение общества на части (классы, группы) по признакам форм культуры с таким же разделением по строительству культуры.
Выше были выделены три признака, характеризующие культурное строительство: «отбор», «присвоение», и «ассимиляция». Эти условные наименования скрывают за данными условными терминами основные процессы образования культуры.
«Отбор» предполагает, что из всей массы фактов текущей деятельности отбираются новые правила и прецеденты деятельности. Равным образом из прошлой текущей деятельности реконструируются прецеденты и правила, которые стали актуальными в данное время.
«Присвоение» означает сбор, хранение, систематизацию и кодификацию фактов культуры. В результате этой деятельности изменяется ценность отобранных и собранных фактов культуры. Они приобретают новое, в том числе и новое экономическое качество (возрастание стоимости предметов культуры, раньше имевших только утилитарную оценку).
«Ассимиляция» означает приведение людей к культуре через образование, просвещение, воспитание дома и через следование традиции.
Сопоставление классификации по формам культуры и по культурному строительству дает нам следующую таблицу:
Культурные классы людей |
Физическая культура |
Духовная культура |
Материальная культура |
Отбор |
Присвоение |
Ассимиляция |
Статьи по теме:
Формообразование в кованых изделиях
Художник в процессе своей работы постоянно обдумывает, исследует и формулирует определённые законы и принципы создания красивых и гармоничных вещей. Существуют общие основы, которые изучают в художественных вузах, приобретая начальную худ ...
Импрессионизм
Во второй половине прошлого века ( начало 70-х гг.) во Франции начала работать группа молодых художников. Впервые в истории искусства художники сделали для себя правилом писать не в мастерской, а под открытым небом: на берегу реки, в пол ...
"Золотой" век русской культуры
В истории тысячелетней культуры с “пяти Россий” (Н. Бердяев) - от Киевской Руси до императорской России ХIХ век занимает особое место. Во-первых, это тот взлет Духа, тот культурный подъем, который справедливо может считаться великим росси ...