Гуманизм – так называлось движение в Западной Европе, освободившее личность и культуру от порабощения католической церковью и положившее прочное начало новой независимой науке, светской философии, литературе, школе и самостоятельному искусству.
Аскетический идеал, составляющий нравственное основание господства церкви над государством и культурой, стоял в XIV и XV столетии в резком противоречии с жизнью.
Всемогущие некогда папы переселились в Авеньен, где сделались орудием в руках французских королей, а, вернувшись в Рим, произвели так называемый Великий Раскол, который окончательно подорвал их моральное и политическое влияние. Папство превратилось в светское государство, глава которого пользовался остатками духовной власти исключительно в политических и финансовых целях.
В то же время расшатался, особенно в Италии, средневековый и политический строй. Прежнее старое сословное деление сильно пошатнулось. Аристократия повсюду, за исключением Венеции, была оттеснена богатыми гражданами, с которыми вели упорную борьбу низшие классы. Этот процесс открыл возможность совершить карьеру целому ряду талантливых людей всех сословий.
Процесс разложения средневековых форм начался раньше гуманистического движения и проистекал из одинаковой с ним причины.
Основные черты гуманизма:
1. Индивидуализм.
Индивидуальное развитие, вызвавшее к жизни новые потребности, в гуманистическом движении выразилось не только критическим отношением к теоретическим основам средневековых форм, не только теоретическим оправданием их разрушения, но и попытками построить новое миросозерцание, которое было бы основано на новых индивидуальных потребностях развившейся личности.
Гуманистический индивидуализм характеризуется:
а) интересом человека к самому себе, к своему внутреннему миру;
б) интересом к внешнему миру, преимущественно к человеку;
в) убеждением в высоком достоинстве человеческой природы вообще и в неотъемлемом праве человека развивать свои способности и удовлетворять свои потребности;
г) интересом к окружающей действительности, поскольку она имеет влияние на человека.
Эта точка зрения, составляющая основу гуманистического движения, была диаметрально противоположна средневековым аскетическим воззрениям.
В Средние века человеческая природа, наряду с внешним миром и дьяволом, считалась источником соблазна и причиной вечной гибели. В силу этого следовало интересоваться только божественным, а не человеческим. Умственное развитие – опасное излишество, которое может привести к смертельному греху, т. е. к дьявольской гордыне, от мира лучше всего бежать в монастырские стены, а с человеческими потребностями нужно вести упорную борьбу.
Разойдясь, таким образом, со средневековыми учениями, гуманисты должны были искать опоры для своих воззрений за пределами христианства, которое они знали только в форме католицизма, и нашли ее в античной литературе.
2. Глубокий и горячий интерес к классической древности – вторая характерная черта гуманистического движения.
Гуманисты не только изучают греческий и латинский языки и литературу, как всякий духовный объект науки, но ищут в древности оружие для борьбы со средневековыми воззрениями и авторитет для оправдания своих учений.
Гуманисты любят древность, глубоко чтят ее авторитеты и стараются у нее учиться. Живой интерес гуманистов к действительности, понимание ее жизненности, силы и возможностей препятствуют слепому поклонению перед античным прошлым, фантастическому стремлению оживить прошлое; гуманисты относятся к классической древности так же критично, как к ближайшему прошлому и современной действительности.
Исходным пунктом их работы явилась индивидуальная потребность, основным настроением по отношению к прошлому был критицизм; при чем классическая древность служила опорой для нового миросозерцания, а современность – его регулятором.
Отвергнув средневековый аскетизм, гуманисты попытались выработать новые религиозные воззрения.
Это было самой слабой стороной Итальянского Возрождения.
Ранние гуманисты (Петрарка, Самотатти) пытались примирить свои учения с церковными. Но с католицизмом их учение было непримиримо. А ниспровергнуть папство, опираясь на Евангелие, они были не в состоянии.
Многочисленные этические трактаты гуманистов и их дидактическая беллетристика проникнуты той мыслью, что человек по природе существо нравственное, и что на лучших сторонах нашей природы должна быть построена новая этика.
Само содержание морального учения гуманистов отличается индивидуалистическим характером и сводится к проповеди права личности на широкое удовлетворение всех ее потребностей и на полное развитие всех ее свойств.
Гуманистам не удалось выработать долговечной эстетической системы и, что еще важнее, не удалось найти морального авторитета. Их эстетический индивидуализм под влиянием реакции против аскетизма и в теории заходил слишком далеко, кроме того, современные нравы и положение гуманистов, находящихся в зависимости от меценатов, весьма невыгодно отразились на их морали, и в гуманистической литературе встречается иногда открытая проповедь безнравственности в индивидуальных и политических отношениях
Статьи по теме:
Английский театр эпохи Возрождения
Театр возрождения – европейский театр в историческую эпоху позднего средневековья (16–17 вв.). Это было время формирования нового социального строя, замены феодальной общественной формации на капиталистическую. Эпоха Возрождения ознаменов ...
Итальянское зодчество XVII столетия
Контраст между напыщенным тщеславием и естественной простотой, всюду выступающий в искусстве XVII века, по преимуществу в местных формах, отражает борьбу высших духовных сил, охватившую все столетие. Подняла голову более чем когда-либо, с ...
Создание славянской азбуки
Появление письменности у древних славян было обусловлено рядом культурно-исторических факторов.
В течение VI-X вв. по Р. Х. славянские племена расселились на огромной территории Европы от Альпийских склонов и Балканского полуострова до Б ...