Управление культурой в условиях мегаполиса

Материалы о культуре » Управление культурой в условиях мегаполиса

Страница 2

Городская культура сегодня состоит из нескольких субкультур. Основными из них являются городская субкультура материальных производителей и субкультура производителей интеллектуальной продукции.

При всех присущих им различиях социокультурные характеристики этих субкультур в последнее время постепенно сближаются и приобретают общие черты.

Так, для представителей обеих субкультур характерны:

- высокий уровень специализации;

- высокий уровень социальных притязаний;

- высокий или средний уровень экономических притязаний;

- расслоение на социальные страты по уровню доходов.

В последнее десятилетие в мировой теории и практике сложилась принципиально новая философия и концепция общественного и экономического развития, основанная на признании творчества как ведущего фактора развития современной постиндустриальной экономики.

Творческие отрасли формируют сектор экономики, специализирующийся на производстве и распространении знаний и информации. К их числу относятся как новые, наиболее динамичные и достигшие сегодня наивысшего уровня капитализации высокотехнологичные отрасли, особенно мультимедиа и интернет-технологии, так и традиционные отрасли культуры, например театральная, музейная и издательская деятельность, архитектура и дизайн.

Творческие отрасли экономики основаны на "гибкой специализации", нацеленной на изменчивые рыночные ниши, в которой используется вклад мелких производителей, нередко сгруппированных вокруг целых индустрий (например, вокруг телевидения). Небольшие специализированные независимые производители часто располагаются вблизи друг от друга и образуют "кластеры". Подобные кластеры помогают решать проблемы трудоустройства, способствуют экономическому росту и улучшают имидж территории, то есть обеспечивают конкурентоспособность местной экономики.

Развитие культурных отраслей экономики в регионах Российской Федерации открывает новые - адекватные постиндустриальному обществу - возможности экономического роста, повышает конкурентоспособность страны в эпоху глобализации.

Центрами развития творческих отраслей экономики являются именно города. Они обладают большим количеством культурных и творческих ресурсов - не только учреждениями культуры, образования и научных организаций, но и высокоспециализированными, профессионально и культурно компетентными специалистами. А человеческий фактор имеет особое значение в творческих отраслях экономики. Сегодня в городах проживает более 73% граждан России .

Города как хранилища культуры, как культурные центры регионального, национального или глобального масштаба организуют пространство страны, причем отнюдь не только архитектурное, но также коммуникативное и экономическое. Практически с момента основания Московской Руси города "являлись средством закрепления территории в составе государства и ее хозяйственного освоения. Градостроительная активность с XVI века ярко отражала процесс этой экспансии" <8>. Начиная со второй половины XIX века в развитых странах наблюдалось "резкое усиление процессов урбанизации, превращение городского образа жизни, городского типа культуры, городского комплекса социальных притязаний и т.п. не только в наиболее престижную, но и в практически преобладающую форму социального бытия, охватывающую абсолютное большинство населения развитых сообществ" . Урбанизация стала фактором, сформировавшим две глобальные тенденции современного мира:

- тенденцию непрерывного обновления технологий, инструментария и потребительских параметров продуктов социальной, и в том числе производственной, деятельности;

- тенденцию непрерывного обучения и переобучения субъектов деятельности и взаимодействия, перманентного повышения профессиональной квалификации работников.

Являясь культурными центрами, города представляют собой территории, готовые к более глубокой модернизации, своеобразные аттракторы опережающей модернизации.

В то же время культурная политика в городах должна учитывать и оборотную сторону города как среды обитания человека. Город - более искусственное, в значительной степени отчужденное от природы и дегуманизированное пространство. Город - среда обитания, отчуждающая личность. Соответственно, в городах снижается роль соседской общины как института социализации, и в значительной мере возрастает роль государственных институтов инкультурации и социализации - системы образования, культурно-досуговых объектов, и в первую очередь средств массовой коммуникации. Процесс социализации молодежи проходит в единстве адаптации и индивидуализации. И если для индивидуализации (оформления индивидуальных ценностно-социокультурных установок личности) город предоставляет множество возможностей, то социокультурная адаптация (консенсуальная гармонизация индивидуальных целей, ценностей и ориентации с социальными нормами) в городе затруднена высоким уровнем разобщенности, трудностями при обработке значительно больших объемов информации, высоким темпом коммуникации и городской жизни вообще.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Быт и культура скифов
О физическом типе скифов Гиппократ писал: "Фигуры их толсты, мясисты, не членораздельны, слабы, вялы. При своей широкой безбородой наружности скифы все на одно лицо . Народ скифский от холода русый, так как солнце его не печет. Бело ...

Русская матрешка в настоящее время
В настоящее время русская матрёшка переживает своеобразный ренессанс, связанный, по-видимому, с тем огромным интересом в мире к России, начавшимся в ней переменам в экономической и культурной жизни. Оживление экономической жизни дало возм ...

Эллинистический период
Время эллинизма в его наиболее отчетливом выражении – III-I вв. До н.э. Главенствующая черта эллинизма в политическом плане: на смену малым государствам-полисам с республиканской формой правления приходят крупные монархии с их деспотическ ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru