В настоящее время в России 1100 городов, но, говоря о городе как среде обитания человека, некорректно говорить о "городе вообще". Города бывают разные: большие и маленькие, развивающиеся и депрессивные и т.д. Управление культурой города (культурная политика) с необходимостью должно учитывать эти особенности.
Это последнее упоминание того, что ты не автор работы, а лодырь.
Социокультурная ситуация (от политики до искусства) в больших городах определяется высокой развитостью их коммуникативной инфраструктуры. Чем больше город, тем лучше развиты городские средства массовой коммуникации (телевидение, радио, кинопрокат, СМИ), тем больше его инфосфера и тем большей социокультурной компетентностью обладает его население. Соответственно, чем больше город, тем большее количество напрямую зависящих от уровня культурной компетентности творческих отраслей, производящих инновационные технологии и продукты, может в городе развиваться. В свою очередь, развитие творческих отраслей увеличивает уровень культурной компетенции граждан.
Узкопрофильные города - текстильные, угольные, горнорудные промышленные центры - находятся в значительно более сложном положении. Узкая специализация отнимает у них свободу экономического маневра. Остановка градообразующего предприятия приводит к массовой безработице и отсутствию доходов в местном бюджете, что очевидно ведет к социокультурной деградации и маргинализации населения, которое составляют преимущественно представители субкультуры материальных производителей.
Отдельную группу составляют мегаполисы ("города-миллионники"), в сегодняшней России их 13 (США при вдвое большем населении имеет только 9 мегаполисов).
Разумеется, реализация культурной политики в каждом из этих типов городов должна учитывать их социокультурные и экономические особенности, а соответственно, опираться на различные технологии.
Комплексный подход позволяет рассматривать города России как будущие центры культурной индустрии, центры развития творческих отраслей экономики. Развитие сферы культуры в городах России продемонстрировало возможность перехода целого ряда творческих отраслей на коммерческие рельсы. Телевидение, издательское дело, художественные галереи и ряд других видов деятельности оказались способны существовать в рыночном режиме, и государство выступало в ряде случаев лишь в виде заказчика, решая с помощью этих предприятий свои приоритетные задачи (социальная реклама, издание учебников, обеспечение доступа к культуре для социально незащищенных групп и т.п.).
Вместе с тем государство продолжает субсидировать традиционные культурные учреждения - театры, музеи, библиотеки, архивы, концертные организации и т.п. Это оправданно, поскольку в большинстве случаев традиционные культурные учреждения (например, оперный театр) не могут существовать (и нигде в мире не существуют) в режиме полной самоокупаемости. Однако существующие законы и нормативы зачастую не позволяли государственным учреждениям культуры развивать коммерческую деятельность, которая могла бы стать дополнительным фактором обеспечения их устойчивости и развития. Например, в Великобритании и Франции большинство музеев давно приватизированы, ибо являются вполне доходными учреждениями.
Важным следствием такой политики стало то, что в организациях, субсидируемых государством, не получила развития современная предпринимательская, менеджерская культура, которая позволила бы им действовать более гибко, обращаться к новым аудиториям, решать социальные проблемы, привлекать современные творческие силы и сотрудничать с организациями других секторов, в том числе с представителями современных успешных "культурных индустрий".
И если в начале 1990-х гг. некоторые из организаций культуры фактически использовали государственные ресурсы для извлечения прибыли (не всегда оптимальным образом, например путем сдачи в аренду своих помещений), то с введением Бюджетного кодекса они вынуждены были отказаться от коммерции, от любого намека на рентабельность.
Таким образом, сегодня в сфере культуры существуют, с одной стороны, некоммерческие государственные организации, деятельность которых является во многом неэффективной и архаичной, а с другой - коммерческие предприятия, отданные целиком на волю "дикого рынка", которые эффективно удовлетворяют массовые вкусы и потребности.
Статьи по теме:
Леонгард Бек
Между его преемниками его сын Ганс Бургкмайр младший (между 1506 – 1556 г.г.) и Леонгард Бек (1483 – 1542) были любимыми граверами по дереву. Бек нарисовал все листы «Австрийских святых», 76 гравюр на дереве для «Дорогого дара», 125 листо ...
Чудотворные списки с иконы
В 1648 году, в царствование Алексия Михайловича, при патриархе Никоне, в Москву впервые был привезен точный список с афонского чудотворного образа Иверской Божией Матери, написанный на кипарисовой доске, которую прежде облили водой, освящ ...
Условия различий, противоречий и конфликтов
Все сказанное означает, что в основании состояния современного русского общества лежит типологический культурный фактор, который определяет борьбу идей и действия в этой борьбе. Действия в этой борьбе можно поделить как бы на три стадии и ...