Происхождение мантии и иконография изображений на скрижалях

Материалы о культуре » Происхождение мантии и иконография изображений на скрижалях

Страница 2

Сохранилось множество более поздних изображений архиереев в мантиях со скрижалями. Так после прославления свт. Иоанна Новгородского на соборе 1547-1549гг. в новгородском софийском соборе в 1559 г. была сделана резная золоченая рака с образом святителя на крышке. Рельефная фигура святителя хранится в настоящее время в Государственном Русском музее. Святитель изображен в мантии с источниками и скрижалями красного цвета без каких-либо изображений.

Кроме того, в музее Новгородского Кремля хранятся две пелены, представляющие для нас интерес. Одна из них является частью походного иконостаса и датируется XVI веком. На ней свт. Иоанн, архиеп. Новгородский, изображен в мантии. Верхние скрижали у святителя - синего цвета, а нижние - жёлтого. Другая пелена "избранные святые", вклада Строгановых в новгородский Хутынский монастырь, датируется XVII веком. На ней один из святителей, опять же архиепископ Иоанн, новгородский изображен в мантии с источниками и верхними скрижалями.

Опись ризницы Софийского собора Новгорода Великого, составленная в 1775 г., донесла до нас описание мантии уже упомянутого нами Иоанна, архиеп. Новгородского (на кафедре 1165-1186 г.): "мантия василькового цвета, шелковая наподобии рытаго бархату с источниками. На ней скрижали бархатные обложены плетешком узеньким золотным. Вверху на скрижалях два креста парчи золото-серебряной обложены тетивкою золотного, оплечье, полы и подол подложены тафтою зелёною".

Кроме крестов на скрижалях помещались различные лицевые изображения. Так в Летописце о Ростовских архиереях есть упоминание о мантии архиеп. Иакова, на скрижалях которой были изображения свт. Льва, Папы Римского и иконы Всемилостивого Спаса. Изгнанный в 1388 г. с кафедры святитель положил мантию в воду и, встав на нее, поплыл. Выбор святых не вполне ясен, так как древнего жития святителя не сохранилось, и неизвестно время создания мантии. Возможно, мантия принадлежала кому-нибудь из его предшественников на кафедре.

Митрополит Амвросий в своей книги "История российской иерархии" приводит "Чинопоследование со времен российских патриархов", в котором о мантиях говорится следующее:

• Московский патриарх в великие праздники носил зелёную бархатную мантию с золотыми и серебряными струями, с образом Благовещения на скрижалях, в остальные дни носил мантии "объяринныя и иныя разныя" со источники с херувимами или крестами на скрижалях.

• Митрополиты Киевский, Новгородский и Казанский на скрижалях носили кресты.

• Остальные митрополиты носили червленые скрижали.

• У архиепископов цвет помат был зелёный, у епископов - лазоревый (без изображений).

• Все архимандриты носили мантии с источниками.

• Архимандриты Рождественского монастыря во Владимире – лазоревые скрижали, а архимандриты Чудова монастыря в Москве – вишневые.

• Архимандриты монастырей: Свято-Троице Сергиевой Лавры, Киево-Печерской Успенской Лавры носили на скрижалях изображения прпп. Сергия и Никона Радонежских и прпп. Антония и Феодосия Печерских.

В 1675 г. состоялся собор, который вынес следующие постановления о церковных облачениях16:

• Патриарху носить на скрижалях кресты.

• Митрополитам – мантию с источники "багряновидную, но не багряно-светлоцветную, ниже червленую или зеленую и светлолазоревую". Скрижали верхние – червлено-атласные или червлено-камчатые без изображений, нижние - со звонцами.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Эпоха, направление, стиль
… Эпоха, направление, стиль… Где границы этих понятий, как соотносятся они друг с другом? Ответы на эти вопросы пыталось отыскать не одно поколение искусствоведов. Десятки книг и статей посвящены этой теме. И все же мы не найдем в них еди ...

Биография А. А. Борисова
Александр Алексеевич Борисов (1866-1934) известен как первый живописец Арктики, исследователь полярных земель и общественный деятель, внесший значительный вклад в разработку вопросов транспортно-экономического освоения Севера. Его разност ...

Искусство середины XVIII века
Развитие искусства середины XVIII в. делится на два этапа: 30-е годы – мрачное время правления Анны Иоанновны, засилья иноземцев, и 40–50-е годы –годы елизаветинского правления, некоторого смягчения нравов предыдущего времени, роста нацио ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru