Архитектор В.А. Покровский, опираясь на традиции древнерусского зодчества, создал одноглавый, кубический в плане собор, окруженный галереями. Фасады, расчлененные плоскими лопатками, увенчанные стилизованными килевидными закомарами, украшенные кокошниками, аркатурным поясом, висячими гирьками, - то есть полным арсеналом черт, типичных для русской национальной традиции, переосмысленной в духе модерна, - все соответствовало замыслу зодчего "применить" древнерусскую "архитектуру к требованию современного строительства."2 Большое значение имело и монументально-декоративного убранство фасадов, украшенных мозаиками, созданными по картонам Н.С. Емельянова в мастерской В.А. Фролова. Над главным, западным, входом была помещена мозайка, изображавшая Феодоровскую икону Божией Матери с предстоящими, над северным - образ Архистратига Михаила на коне, над южным (офицерским входом) - Великомученика Георгия Победоносца также конный, над "царским" входом, в центре - Святого Александра Невского, а по сторонам от него: Святых царицы Александры и Марии Магдалины, на центральной апсиде - изображение Христа-Вседержителя на троне, над царским входом в пещерную церковь - мозаичный образ Преподобного Серафима Саровского чудотворца.
Непосредственное участие в проведении этих работ принимали мастера: Николай Петров, крестьянин Бежицкого уезда Тверской губернии, Иван Козырев, мещанин Опочинского посада Новгородской губернии, Николай Трескин, крестьянин Холмогорского уезда Архангельской губернии, Григорий Шадрин, крестьянин Ивановской волости Ярославской губернии, Владимир Кузьмин, крестьянин Старицкого уезда Тверской губернии. Высокое мастерство мозаичистов было отмечено В.А. Фроловым, который после завершения работ, 2 августа 1912 года, обратился к председателю Строительного комитета В.А. Комарову с просьбой наградить медалями исполнителей мозайки.3
Освящение главного, верхнего храма, в честь родового образа Дома Романовых, Феодоровской иконы Божией Матери, состоялось 20 августа 1912 года. К созданию пещерной церкви, которая предназначалась для царской фамилии и ее ближайшего окружения, приступили весной того же года. Мысль об её устройстве в подвальном этаже здания возникла в процессе строительства собора, которое длилось три сезона: с весны 1910 по август 1912 года. Освящение пещерного храма во имя Преподобного Серафима Саровского состоялось 27 ноября 1912 года. По сути дела, он стал последней домовой церковью последних Романовых.
Общий надзор за устройством храма был поручен члену Государственного Совета князю А.А. Ширинскому-Шихматову, его архитектурное и декоративное оформление осуществлял В.Н. Максимов.
Прямоугольная в плане нижняя церковь, окруженная обходной галереей с притвором и молельней императрицы, вцелом повторяла контуры центральной части верхнего, главного храма Феодоровской иконы Божией Матери. Замкнутое пространство, лишенное наружного света, (отсюда и название - пещерное) было перекрыто низким циллиндрическим сводом с распалубками над внутристенными нишами, имитирующими оконные проемы. В очертаниях ползучих арок, обрамляющих ниши и опирающихся на пристенные выступы, легко угадываются характерные формы модерна. Та же стилизация, что и в архитектуре, прослеживается в монументальной живописи и декоративном убранстве интерьера. Причудливый растительный орнамент, украшавший своды пещерного храма, выполненный по эскизам В.С. Щербакова, Г.П. и Н.П. Пашковых под наблюдением В.Н. Максимова, был прямой копией образцов ярославской школы ХYII века, а именно росписей стен и сводов церкви Святого Иоанна Предтечи в Толчкове.
Статьи по теме:
Начало пути
Родился, как считают, в квартале Варагэсуй района Хондзе в Эдо. Его настоящее имя Токитаро, но на протяжении всей своей творческой жизни он принимал много различных псевдонимов. В 18 лет Хокусай поступил в студию Кацукава Сюнсе (1726—1792 ...
Кронии в честь Кроноса, в память о "золотом веке"
Время возникновения — глубочайшая древность.
Время проведения — непосредственно вслед за Панафинеями.
Содержание праздника: игры, развлечения, пиры в частных домах, во время которых рабы и господа как бы менялись местами и господа присл ...
Рождение супрематизма
Супрематизм (от латин. supremus-высший) - формалистическое направление в живописи, отрицавшее необходимость рисунка, изображения предметов и сводившее живопись к изображению различно окрашенных плоскостей.
Новая попытка объединения левых ...