Пещерный храм Царскосельского Феодоровского собора

Материалы о культуре » Пещерный храм Царскосельского Феодоровского собора

Страница 5

Перед реставраторами, пришедшим сюда в 1991 году, когда храм был вновь возвращен церкви, предстала весьма печальная картина. Надо было начинать с расчистки завалов, снятия копоти, восстановления первоначальной фактуры стен и сводов, нанесения новой штукатурки и, наконец воссоздания росписей и интерьера в целом.

Все это было бы невозможно без молитвенной помощи, творческой инициативы и активной деятельности нынешнего настоятеля Феодоровского собора архимандрита Маркелла (Ветрова), изыскавшего средства для проведения реставрационных работ. Проект и авторский надзор за процессом восстановления памятника осуществлял известный реставратор, академик архитектуры А.А. Кедринский, посвятивший этой работе последние годы своей жизни. Его постоянными советами и практическими рекомендациями пользовались молодые реставраторы.

Воссоздание росписи сводов пещерного храма было осуществлено художником-реставратором В.Н. Лупановым.19 В 2001 - 2004 годах им был разработан план проведения работ и выполнены следующие ее этапы:

Поиск изобразительного материала и изучение истории строительства Феодоровского собора по печатным, архивным и музейным собраниям

Выполнение эскиза росписей сводов пещерного храма Преподобного Серафима Саровского в масштабе 1: 10 и картона в натуральную величину. Материалом послужили фотографии интерьеров храма, выполненные в 1913 году, а также фото интерьеров Вокзала и Офицерского собрания с элементами росписи того же времени, и, наконец, сохранившиеся в небольшом количестве натурные фрагменты росписи сводов Вокзала.

Подготовка поверхности потолка

Отстоявшаяся за один год штукатурка была обследована методом простукивания, выявленные пустоты расшиты и заново заделаны. Поверхность зашпаклевана шпаклевкой на основе извести гашеной 3-х летней выдержки, смешанной с песком и молотым кирпичом (цемянка).

Снятие кальки с картона

Перевод изображения с кальки на поверхность методом продавливания.

Подбор палитры, составление колеров (в соответствии с методикой Киплика) цельное яйцо, масло льняное отбеленное, вода, сухие пигменты.

После окончания работ покрытие росписи горячим составом - даммарная смола, пчелиный воск, скипидар."

Выполненная эскизы и предложенная В.Н. Лупановым методика была полностью одобрена А.А. Кедринским. Подобное одобрение в среде реставраторов и знатоков архитектуры ценится очень высоко.

Следует заметить, что А.А. Кедринский постоянно курировал работу реставраторов. Он внимательно всматривался в оттенки синего цвета, избранные для покрытия панелей пещерного храма, корректировал насыщенность тонов, и вспоминал, как в детстве стоял здесь во время литургий, которые служил его дед-священник…

По завершении процесса реставрации архитектор дал следующее письменное заключение: "Работа, выполненная художником В.Н. Лупановым, достойна хорошей оценки и соответствует самым высоким требованиям по проведению научной реставрации и воссоздания на памятниках архитектуры. Автор проекта восстановления Феодоровского собора Кедринский. 18.У11.2003г."

Этот документ приобретает особенное значение, если учесть, что он был одной из последних записей, сделанных рукой старейшего мастера реставрации.

Благодаря трудоемкой, тщательной и высокопрофессиональной работе В.Н. Лупанова пещерный храм Феодоровского собора обрел новую жизнь. Спускаясь в него из верхней церкви по "круглой" (винтовой) лестнице, прихожане проходят под ее низкими сводами, росписанными темно-синей темперой с золотистыми звездами - "небом". Своеобразным просветом в этом полутемном замкнутом пространстве становятся полукруглые окна, откосы которых украшает растительный цветочный орнамент, имитирующий знаменитые орнаменты ярославской школы ХYII века и удачно воссозданный В.Н. Лупановым. Минуя замкнутое полутемное пространство притвора, и проходя под его сводами - звездчатым "небом" с символами Тверди небесной и изображениями Святых покровителей членов царской фамилии, мы попадаем в пещерный храм и сразу же раскрывается другой мир, другое мироощущение, которого реставратор добивается с помощью удачно найденного художественно-колористического решения. После темно-синих тонов, доминирующих в росписях лестницы и притвора, особенно яркое впечатление производят золотистые, охристые, голубые краски на сводах храма, имитирующие росписи ярославских церквей ХYII века, с их причудливыми переплетениями орнамента из цветов, стеблей и сказочных птиц, органически вписанных в архитектурные формы. Все это переносит нас в особую атмосферу, которая некогда царила в пещерном храме.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме:

Искусство русского централизованного государства конца XV–XVI века
В последней четверти XV в. заканчивается процесс сложения русского централизованного государства. Москва становится столицей мощной державы, в которой главной опорой «государя всея Руси» является боярство. Она становится также и главным к ...

Торгово -промышленные выставки
Первая всемирная промышленная выставка открылась в Лондоне в 1851 г. В 1862 г. там же приняла своих первых посетителей третья всемирная промышленная выставка. В 1855 г. состоялась вторая всемирная выставка в Париже, которая оставила в ист ...

Творческий путь Михаила Александровича Врубеля
Творческий путь Михаила Александровича Врубеля (1856– 1910) был более прямым, хотя при этом и необычайно сложным. До Академии художеств (1880) Врубель окончил юридический факультет Петербургского университета. В 1884 г. он едет в Киев рук ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru