Культурология и история

Материалы о культуре » Культурология и история

Страница 2

Он выполняет как бы священнические функции посредника между современными людьми - паствой - и феноменом культуры прошлого (чужого) как явления высшего порядка. Отсюда проистекает монополизация специфических знаний литература-, искусство-, кино- и прочим ведением. Представители этих дисциплин считают культурологию крайне неконкретной, расплывчатой и неопределенной в противовес своему конкретному анализу явлений культуры, даваемому в их понятиях и на языке данной дисциплины.

Если же культура в основе своей антропологична то, несмотря на свои различные исторические ипостаси, она сохраняет некую константность, позволяющую осуществить культурный трансцензус сквозь феноменологический ряд ее исторических форм. Именно таким образом формируются "вечные культурные ценности", "золотой фонд мировой культуры" и другие аналогичные понятия. Вне категории культурно-антропологической константности явления культуры представляли бы собой лишь исторический интерес. Наличие же в них эстетических ценностей, в которых вневременное ценнее временного, подразумевает антропологическую детерминированность культурных проявлений, включая эстетический канал восприятия.

С другой стороны, социальные проявления антропологической специфики неотделимы от культуры данной цивилизации. Собственно говоря, антропологическое реализуется через культурное. Так, многие исследователи склоняются к тому, что ряд человеческих физиологических отправлений, таких, как прием пищи, сексуальная жизнь, а также модели поведения, испытывают на себе столь сильное влияние культуры, что трудно понять их особенности, не будучи знакомым со спецификой данной культуры. Таким образом, культура обусловливает форму проявления физиологии. Вообще не известно ни одного исторического периода, когда человеческой деятельности не была бы присуща культурная функция. Не случайно археология использует термин культура применительно к орудиям труда первобытного человека (например, древнейшая в мире культура чопперов - отбитой с одного конца гальки).

При антропологическом понимании культуры культурология представляется как метадисциплина, не только синтезирующая и обобщающая изучение различных сфер культурной деятельности, но и обозначающая парадигму развития человечества. Культурологический дискурс включает в себя понятийные системы философии, антропологии, истории и истории культуры и всех ее отдельных видов. Поэтому он должен стремиться к универсальности. Предлагаемая панкультурологическая концепция, конечно, не объясняет особенностей разных типов культур, их генезиса и исторической и религиональной трансформации. Она, быть может, в акцентированной форме лишь призвана подчеркнуть важность хорошо известного принципа "мир через культуру", когда миропознание мыслится неотъемлемым от взгляда через призму культуры. Следовательно, познание абсолюта (Бога, природы, вечности, времени и пространства, строения материи и т.п.) детерминировано типом данной культуры, в системе которой находится познающий, поэтому столь разнообразны пути познания истины и формы толкования абсолютных категорий. Эти пути и формы, находясь в социуме, неизбежно подвергаются историческим изменениям, история как бы поглощает абсолют в силу своей тотальности. Напротив, "прорыв к абсолюту", стремление к универсальности имеет целью прорваться через историю к вневременным константам. Этим взаимообусловленным противоречием, в частности, можно объяснить антагонизм религиозного и исторического типов мировоззрения.

Таким образом, проблема взаимоотношения культурологии и истории сводится к соотношению универсального и тотального. Для культурологии необходимо знание истории, чтобы понять условия существования и исторические причины появления конкретного явления культуры. Но для понимания генезиса этого явления одной истории недостаточно. Так, ни один историк искусства не сможет полностью объяснить, почему именно в XIII в. в европейском искусстве стали удлиняться пропорции зданий и фигур, т.е. не сможет объяснить генезис готических форм, сменивших романские. Попытки найти объяснение в изменении материальной базы общества, предпринятые некоторыми советскими исследователями в 1950-е годы, выглядели столь вульгарно социологичными, что не были всерьез приняты отечественной наукой.

Фактический материал истории необходим культурологии как координаты в пространстве. Вне их получается эссеистика, похожая на доморощенное любомудрие. Оторванность от конкретики создает абстрактные схемы, может быть, и убедительные внутри замкнутого поля теоретизирования, но рассыпающиеся при проверке их конкретными историческими данными. Как пример можно привести культурологическую концепцию развития Евразии Л.Н. Гумилева, оригинальную в целом, но не выдерживающую аргументированной критики по отдельным пунктам. Если теоретическая схема игнорирует противоречащие ей факты, представляемые историей, то она не может претендовать на научность. В этом кроется некоторая опасность, подстерегающая философию культуры, когда она абстрагируется от социально-исторического, основывая свои построения только на философских, культурных и антропологических категориях. Собственно говоря, философия культуры, как и философия истории, интересны не только тем, о чем они говорят, но и тем, кто именно говорит. Исследователь в данном случае является репрезентантом конкретного типа культуры, познающего другие типы культуры и истории. Таким образом, философия культуры и истории становятся, в сущности, факультативными культурологическими дисциплинами.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Смешение красок. Основные характеристики и свойства цветов
Краски, применяемые в живописи, по цвету разделяют на спектральные и простые. Простые краски (к ним относятся желтая - стронциановая - лимонно-желтого отттенка, красная - краплак - розово-красного оттенка и синяя - лазурь - голубого оттен ...

Саспенс
Саспенс (в англ. языке suspense – беспокойство, приостановка; от латинского глагола suspendere – подвешивать, т.е. изначально саспенс – это некое «подвешенное состояние») – по определению Франсуа Трюффо (французский режиссер, выпустивший ...

Иконография
Икона Смоленской Божией Матери является наиболее точным и строгим выражением смысла иконографического типа Богородицы Одигитрии («Путеводительницы»). В самом названии «Одигитрии» заложена концепция богородичных икон в целом, или даже шире ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru